Годы жизни выдающихся философов

КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п Историческая эпоха философии Главный философский интерес
  Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. Космос
  Средние века IV-XIV вв. Бог
  Новое время XV-XIX вв. Человек и общество
  Новейшее время XX в. Язык
Таблица 2. Античная философия
Этапы Главный философский интерес
Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя
Таблица 3. Средневековая философия
Этап Основной интерес Основные идеи
Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия - это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм


Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика "Авторы основных философских концепций" применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени
Этап Авторы основных философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв.   Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная философия идей
Маркс Концепция общественного руда, критика капитализма
Ницше Критика "разумных" ценностей


Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология "Работа" сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребление языка
Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философии Что такое человек?
Античность Микрокосмос
Душа + тело Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
ХХ в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века "Град земной", стремящийся к "граду небесному"
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
ХХ в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)


Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.

Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человека Главные ценности
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина


Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии Что такое красота?
Античность Космически гармоничное и соразмерное
Средние века Символ божественного
Новое время Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)
ХХ в. Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)


Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно - эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философии Идеалы добра Основные добродетели человека
Античность Благо Мудрость, справедливость, мужество
Средние века Бог Вера, любовь, надежда, совесть
Новое время Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Рассудочность, свобода
Абсолютный нравственный закон (Кант) Разумность, свобода
Общество без эксплуатации (Маркс) Преданность делу пролетариата
Сверхчеловек (Ницше) Воля к власти
ХХ в. Положительные ценности (феноменологи) Умение пользоваться феноменологическим методом
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик) Быть последовательным в своих действиях
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция Основное содержание концепции
Локка Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
Канта Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами
Гуссерля Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философии Природа рационального познания
Античность Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность - это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель)
Средние века Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм) Общее представляет собой мысли - обобще-ния, концепции (концептуалисты)
Новое время Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
ХХ в. Рациональное познание - это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)
Таблица 13. Три современных концепции истины
Концепция истины Что такое истина?
Соответствия Соответствие высказываний фактам
Когерентности Согласованность высказываний, их непротиворечивость
Прагматическая Убеждения, способствующие успеху практики
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии Природа истины
Античность Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
Средние века Бог, вот что является истиной
Новое время Истина - это соответствие чувств и идей фактам
ХХ в. Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики)
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования Цели исследования
Эмпирический Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности
Теоретический Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический метод Характеристика
Аксиоматический Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится
Гипотетико - дедуктивный Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами
Прагматический Интерпретация фактов проводится на основе ценностей
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка Главное содержание философских концепций языка
Философия имени Имя - это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложения Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
Философия ценностных установок Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философии Интерпретации природы техники
Античность Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания
Средние века Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества
Новое время Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)
ХХ в. Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский)
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа
Новое время Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
ХХ в. Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность Женственность Молодость
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие
Таблица 21. Две интерпритации образования
Образование - это подготовка Образование - это усвоение достижений культуры
Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место
Античность до н. э. Фалес (624-546) Парменид (540 - 470) Гераклид (535 - 470) Зенон (510 - 430) Сократ (469 - 399) Демокрит (460 - 371) Платон (427 - 347) Аристотель (384 - 322) Эпикур (341 - 270) Цицерон (106 - 43) Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) Плотин (204 - 270) Средневековье Августин А. (354 - 430) Боэций А. (480 - 524) Авиценна (980 - 1037) Ансельм (1033 - 1109) Абеляр П. (1079 - 1141) Аверроэс (1126 - 1198) Фома Аквинский (1221 - 1274) Оккам У. (1280 - 1349) Возрождение и Новое время Кузанский Н. (1401 - 1464) Фичино М. (1433 - 1499) Бруно Дж. (1548 - 1600) Бэкон Ф. (1561 - 1626) Гоббс Т. (1588 - 1679) Декарт Р. (1596 - 1650) Спиноза Б. (1632 - 1677) Локк Дж. (1632 - 1704) Лейбниц Г. (1646 - 1716) Юм Д. (1711 - 1776) Гольбах П. (1723 - 1789) Кант И. (1724 - 1804) Фихте И. (1762 - 1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775 - 1854) Шопенгауэр А. (1788 - 1860) Фейербах Л. (1804 - 1872) Маркс К. (1818 - 1883) Пирс Ч. (1839 - 1914) Джеймс У. (1842 - 1910) Ницше Ф. (1844 - 1900) Соловьёв В. С. (1853 - 1900) Новейшее время Фрейд З. (1856 - 1939) Гуссерль Э. (1859 - 1938) Бергсон А. (1859 - 1941) Лосский Н. О. (1870 - 1965) Рассел Б. (1872 - 1970) Бердяев Н. А. (1874 - 1948) Флоренский П. А. (1882 - 1937) Витгенштейн Л. (1889 - 1951) Хайдеггер М. (1889 - 1976) Карнап Р. (1891 - 1970) Лосев А. Ф. (1893 - 1988) Гадамер Г. (1900) Поппер К. (1902 - 1994) Сартр Ж.-П. (1905 - 1980) Куайн У. (р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М. (1926 - 1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935)

Приложение «Интелектуальная страничка»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросы:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. (у Гегеля тождественен абсолютному духу) - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект..

3. раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

5. исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

7. философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.. 9. направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему..

10. богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога (система догм христианского вероучения)..

11. бессмыслится, нелепость.

14. философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности..

16. процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире..

17. раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания.

18. направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными..

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального.

4. (прил.) термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира, характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания (единое, истинное, благое и т.д.).

6. мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

8. особая духовная деятельность, похожая на науку и на культуру. Это учение о бытии и его отражении в человеческом сознании. Это исследование предельных значений отношения человека к миру. Это невразумительные ответы на нерешаемые вопросы..

12. мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Это анализ собственных мыслей и представлений.

13. философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

15. совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей...

Ответы на кроссворд:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. Субъект.

3. Онтология.

5. Атеизм.

7. Аксиология.

9. Эмпиризм.

10. Теология.

11. Абсурд.

14. Агностицизм.

16. Познание.

17. Гносеология.

18. Идеализм.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Дуализм.

4. Трансцендентальный.

6. Фатализм.

8. Философия.

12. Рефлексия.

13. Этика.

15. Мировоззрение.

Бегство Агни. Бога огня.

Восемь блистательных богов появились на свет на исходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них - Ахан, День, второго - Дхрува - он стал владыкой Северной Звезды, третьим был Сома, ставший богом луны, четвертый из Васу - Дхара, Опора Земли, пятый - прекрасный Анила, прозы-ваемый также Ваю, Ветер, шестой - Анала, он же Агни, Огонь, седьмой - Пратьюша, Рассвет, восьмой - Дьяус, Небо, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могущественнейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому Васава, Владыка Васу.

Когда Агни появился на свет, боги замыслили учредить жертвоприношение. И они хотели, чтобы Агни стал их жрецом, они хотели, чтобы он стал Возносителем жертвы. Но он устрашился: "Когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и жизнь моя". И он бежал от богов и спрятался в водах.

Но когда Агни скрылся, воспряли духом демоны, ибо не стало огней на земле, разгоняющих ночной мрак, и ночь была отдана демонам в безраздельное владение. "Мы должны найти Агни",- сказали боги и во главе с Варуной, владыкою ночи и владыкою вод, отправились на поиски. Рыба выдала богам местопребывание Агни - она была обеспокоена жаром, распространившимся в воде.

В гневе Агни проклял ее - и силою его проклятия рыбы стали с той поры законной добычей людей, употребляющих рыбу в пищу.

Варуна воззвал к Агни: "Вернись! Ману, спасшийся от потопа, должен свершить жертвоприношение, чтобы продолжить человеческий род на земле. Кто же, кроме тебя, вознесет его жертву богам? Вернись, о Агни!" Агни возразил: "Уже гибли жертвенные огни на земле. Из страха гибели я бежал, как буйвол от стрелы охотника. Я вернусь, если вы дадите мне бессмертие".

Боги сказали: "Ты будешь нашим бессмертным жрецом, о Агни, такова милость Брахмы. Никогда не будет тебе ущерба при обряде, и жертва будет принадлежать тебе. И вселенная будет вечно почитать тебя". И Агни вернулся; вместе со своим братом Сомой он стал владыкою жертвоприношений.

  ¹                                                                
                                  ²                                
¹       ³                     ²                                
            ³                                                  
                                                                   
                                                             
                                                                 
                                                                 
                                                                 
            ₉⁹                     ¹⁰ ¹⁰                            
                                                ¹¹                  
                                    ¹²                              
      ¹³ ¹¹       ¹²                               ¹³                  
                                                                   
                                      ¹⁴₁₄                            
        ¹⁵     ¹⁵                                                    
                          ¹⁶                   ¹⁶                    
  ¹⁷               ¹⁷                                                
              ¹⁸                                                    
                                                                   
  ¹⁹                             ²⁰ ¹⁸                                
                                                                   
                  ²¹                                                
                                      ¹⁹                            
                                                                   
                                                                   
                              ²²                                    
                                                                   
                                                                   
                                                                   

Вопросы

По горизонтали:

1) Легендарное дерево, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.

2) Учение, основанное кшатрием Вардхаманой или Джиной Махавирой, которое проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире.

3) Древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать мудреца Валмики.

4) Понятие в буддизме, обозначающее состояние освобождения от страданий. В бытовом смысле — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости

5) Название индийских социальных сословий.

6) По учению этой школы, вселенная и все сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух. Одним из создателей школы считают философа Чуббаку.

7) герой «Махабхараты». Третий из братьев Пандавов, сын царицы Кунти и Индры. Фактический военный лидер Пандавов. Ученик наставника Дроны. Именно он во время сваямвары завоёвывает для себя и братьев жену, царевну Драупади, натянув богатырский лук

8) В самкхье, означающет Изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом.

9) Одна из ипостасей Бога в индуизме. В литературе индуизма описывается как Бог, снизошедший на землю из духовного мира с целью восстановить религиозные принципы и явить свои духовные игры.

10) В индуистской и ведической традиции — сакральный звук, изначальная мантра. Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы, квинтэссенция Слова. В соответствии с ведическим наследием, считается, что это было первым проявлением неявленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим.

11) Круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии.

12) Бог любви в индуизме, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов.

13) Священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите.

14) одна из шести главных теистических школ индийской философии. Она была основана мудрецом Канадой, настоящее его имя — Улука.

15)Священная книга Буддизма.

16) В индуистской мифологии божество, связанное с солнцем, плодородием, путем.

17) В индийском кастовом делении слуги, разнорабочие, рабы.

18) Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма. Дословно переводятся как «Сидеть около».

19) Величайший древнеиндийский эпос. В основе эпоса лежит повествование о распре между двумя группами двоюродных братьев — пятью Пандавами и ста Кауравами.

20) Основатель одной из 6 основных школ - Джайнизма.

21) Индийский религиозный реформатор XII века, гуру индуизма. Ратовал против учения Шанкары о так называемой адвайте («недуализме»). Отсутствие двойственности он допускал только в верховном божестве Вишну. Ему принадлежит комментарий к "Веданта-сутрам" и краткое изложение веданты.

22) В Индии с древности это животное считают священным животным, воплощением Великой матери Адити и земли, а иногда даже всей Вселенной

По вертикали:

1) Крупное млекопитающее, считающееся одним из символов Индии.

2) Основа, основание, правильное представление, истинное, достоверное знание. Источник достоверного знания. В учениях, признающих веды священным писанием, их называют истинными словами.

3) Господь, божество индуистского пантеона, бог-воитель, Громовержец, царь богов, миродержец Востока, покровитель военной дружины.

4) Одна из шести главных теистических школ индийской философии. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Основы философии были заложены мыслителем Готамой.

5) Одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Основные принципы школы — обрядность, антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

6) Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность. Веданта отождествляет это понятиес Брахманом — космическим (объективным) духовным началом.

7) Собрание гимнов на ведийском языке, входящее в число четырех индуистских религиозных текстов, известных как Веды, первый известный памятник индийской литературы.

8)В джайнизме деление на живое (джива) и неживое …

9) Представитель второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоявшей из владетельных воинов.

10)В индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (самсары) и всех страданий и ограничений материального существования.

11) Термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия.

12) Бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.

13) Верховный Бог в традиции индуизма. В различных направлениях индуизма, поклоняются либо непосредственно ему, либо через посредство его аватар, таких как Рама и Кришна.

14) Одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма. В сущности, является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Авторитетными текстами считаются Веды и Упанишады.

15) согласно индийской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная. В философии санкхьи — неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити.

16) Понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

17) В индуизме и буддизме — философская категория, постулирующая, что мир вещей, феноменов и людей есть лишь морок, иллюзия.

18) Санскритский термин, относящийся к эго и эгоизму. Это идентификация и привязанность чьего-то эго.

19) В индуизме и джайнизме — живое существо, душа; или в более определённом значении — индивидуальная бессмертная сущность живых существ, которая не разрушается при наступлении смерти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: