Давид Юм

Главная задача познания – познание причинности, получение всеобщего необходимого знания о причинно-следственных связях, но мы не способы его получить. Разум не способен, так как мы видим, получаем информацию от единичных предметов. Он говорит, что природа держит нас на расстоянии от своих законов. Мы получаем знания о причинно-следственных связях на основе привычки.

Третье основание – опыт.


19.11.12 Лекция №5

03.12.12 Лекция №6

Юм допускает такие знания, которые идут от индивидуального опыта, результат привычки, результат пользы.

Эмануил Кант, который тоже опирался на сенсуализм, видел это противоречие: в науках есть некоторые знания, а опыт их не дает. Кант пишет, что, ознакомившись с трудами Давида Юма, он очнулся от сна. Он пишет, что допущения Юма о причинности неправильно, оно субъективно. Он предлагает свое решение вопроса этой проблемы.

1) Он восстанавливает активность деятельности разума.

Главная задача современной философии – критика человеч разума – то есть познание возможностей человеч разума.

2) Если убрать из содержания нашего разума все чувственное, то в нашем разуме обнаруживаются такие понятия, которые никак не связаны с чувственным опытом. Они возникают в разуме до чувственного опыта. Это априорные понятия. Результат соединения чувственного опыта и априорных понятий формирует явление.

В самой природе нет никаких законов. Все от разума. Все, что остается вне понятий, это нечто, которое не починяется причинно-следственными отношениями – «Вещь в себе» (по Канту). Но вещь в себе – не только то, что остается за априорными понятиями, но и такие сущности, которые разум создает и формирует и не починяются причинности. Вещи в себе:

1) Бог

2) понятие доброты (человек должен быть нравственным не потому, что, а исходя из своего разума)

3) бесконечность

4) свобода

5) бессмертие

6) красота

7) душа человека

Есть знания о необходимости, в то же время есть знания о свободе и т.д. Эти противоречия, обе стороны кот-го истинные, Кант называет антиномиями разума. Они неразрешимы по Канту. Он остается на позиции сенсуализма, хоть и признает силу разума.

Фихте пишет, что за разумом человека никаких вещей в себе нет. Все явл-ся продуктом человеч разума. Объективный мир по Фихте - результат активности чел разума и представляет собой «не я».

Другой последователь Иосиф Шеллинг. В начале всего лежит абсолютное тождество объекта и субъекта.

Третья часть – сфера абсолютного духа, где абсолютная идея появляется в сфере человеческой истории.

В философской системе Гегеля философия достигает высшей точки развития. Основная заслуга Гегеля – формулировка и открытия основных законов диалектики и создание философской теории развития, таких как принцип противоречия как источник развития, принцип диалектического отрицания, принцип объективности, принцип историзма и другие.

Согласно диалектики Гегеля кроме нее самой ничего вечного нет – все имеет приходящий характер, а свою систему он считает выше этого.

Один из последователей Гегеля, Людвиг Фейербах выпускает книгу «сущность христианства». В этой книге он критикует философию Гегеля и впервые указывает на противоречия между методом и системой. Фейербах пишет, что вне человеч головы не может быть объективно. Все явл-ся результатом человеческого разума. Все создает мозг человека. Идеалистическая философия – рациональная форма религии, а религия – отчужденная родовая сущность человека. А человек – родовое сущ-во. Человек свои желания и мечты приписывает им же самим придуманному образу, и этот образ принимает вид бога, которому чел-к приписывает различные качества. Так формируется религия. Человек не может существовать без мечты, без желаний, а это все концентрируется в богу. Вся история человечества – это история возникновения и смены религий. Человек явл-ся центром всех творений. Именно он должен быть главным объектом философии, его нужно изучать, но как природное существо, то есть его физиологию, антропологию, поэтому его философия получает название антропологический материализм.

Фейербах считает, что главным источником познания явл-ся чувственный опыт. Здесь мы видим возвращение к сенсуализму. Фейербах отбрасывает диалектику Гегеля, так как считает ее игрой понятий. В итоге он не видит развития природы, ее диалектичности. В сущности философия Фейербаха – это шаг назад от философии Гегеля.

Значение философии Фейербаха:

1) Критика идеалистической философии и религии (он указывает материальные основы идеализма и религии, но вместо указания раскрытия основ избавления от религии он предлагает свою религию)

2) возрождение материализма

3) постановка проблемы человека как нового объекта философии

Эти достижения и недостатки Фейербаха послужили теоретич основами философии Маркса.

Маркс замечает основные недостатки философии Фейербаха:

1) Основной – созерцательность, метафизичность.

Маркс создает новую философию. В ее основании лежит материалистическое понимание общ-ва. Понятия людей определяются их общественным бытием. Человек – общественно-историческое существо.

Маркс вводит категорию практики.

Истинность человеческого мышления определяется не схоластическим спором, а революционной практикой.

Учение маркса состоит из 3 частей:

1) Философия диалектико-материалистическая

2) Политэкономия

3) Научный социализм

Маркс свою философию формирует одновременно со своими экономическими исследованиями.

На основании фундаментальных положений (втсавить) Маркс пишет, что ео диалектич метод диаметрально противоположный методу Гегеля. Явл-ся предшествующей к диалектике бытия.

.

.

.

Третий элемент общественного бытия – созданное благо общества – города, улицы, дома и т.п.

Каждое новое поколение сначала осваивает то, что создали предшественники.

Материалистическое понимание истории Маркса дает начало учению о формациях. Базисное – система производственных отношений, кот-ые имеют свои исторические формы.

Конкретно исторический тип общ-ва, базирующийся на…. Наз-ся общественно исторической формацией.

Читать: Тезисы о Фейербахе Маркса

Работы Энгельса

Первая глава (??)

Проблема философии общества.


17.12.12 Лекция

У Гегеля началом всего явл-ся абсолютная идея – кот-я до чел-ка, до всего. Главная ее сущность – мышление. В процессе мышления этой абсолютной идеи возникают понятия, поэтому первый раздел его философии – логика (мышления). Когда понятийное мышление завершается, абсолютное мышление превращает себя в материальное. Вся природа – внешняя материальная оболочка мышления абсолютной идеи.

Все процессы природы – проявление логики мышления абсолютной идеи.

Третий раздел – философия духа. Вся история развития чел-ка (субъективное развитие, развитие общ-ва, общ сознание) – это объективный дух, Религии, науки, философии – абсолютный дух.

Логика

Природа

Развитие человечества

- все это подчиняется логики мышления абсолютной идеи, потому философия Гегеля наз-ся философией панлогизма – логики мышления абсолютной идеи.

Люди явл-ся лишь средством целей и задач абсолютной идеи, мирового разума. Когда люди ставят личн цели и задачи, оказ-ся, что эти цели в конечном счете явл-ся целями абсолютной идеи. Этот поступок абсолютной идеи Гегель наз-ет хитростью мирового разума.

Гегель пишет, что деяния великих полководцев явл-ся способами осуществления идей мирового разума. Выдающиеся личности - выдающиеся исполнители целей мирового разума.

Фейербах возрождает материализм. Он объявляет главн целью Ф – изучение чел-ка -> антропологический идеализм.

Фейербах считает, что создание нов религии (любви) послужит основой создания гармоничного общ-ва.

Идеалистич философия исчерпала свои возможности развития. С др стороны идеализм как созерцательный, идеалистический тоже показывает свои недостатки. Возникает необходимость создания новой философии, или же Ф превратится в болото.

Маркс и Энгельс на фоне Фейербаха создают нов Ф. В первую очередь они предлагают идею новой концепции (нов понимания) чел-ка, отталкиваясь от антропологического материализма Фейербаха. Маркс пишет, что чел-к явл-ся коллективным, общественно-историческим существом. Чел-к, его мышление, язык формируются благодаря коллективному образу жизни и деят-ти. Он пишет, что не мышление людей определяет их бытие, а наоборот: общественное бытие определяет сознание людей.

И Маркс и Энгельс почти одновременно приходят к выводу. Что определяющим в жизни людей явл-ся трудовая деят-ть, труд. Именно в процессе практической деят-ти чел-к распредмечивает объекты (формируют мысли и понятия о мире), и в то же время происходит опредмечивание мысли – представление, гипотезы материализуются на основе идеи.

Это проявл-ся в решении основного в-са Ф: субъект, практика, объект. (происходит увеличение кол-ва элементов)

Но в то же время в Марксизме мышление, сознание людей не понимается, как зеркальное отражение. Оно имеет свою логику развития.

В 70-е гг Энгельс развивает материалистическое понимание природы, анализирует последние достижения естествознания того времени и дает комментарий философский. Тем самым Энгельсом создается диалектико-материалистическое понимание природы на основании философских комментариев достижений естествознания (во второй половине 19 века).

Во второй полвоине 19 в вся научн мысль переходит на этап создания системы: химия, физика, теор дарвине. Ф завершается. Вся наука переходит на неклассический этап своего развития. Усиливается специализация всей науки в целом. Поэтому и в философии отпадает необходимость создания нов фил систем, хоть в России и были подобные попытки. Появл-ся различные философские направления, кот-е исследуют отдельные аспекты философских проблем. Одна из таких фил школ обра-ся вокруг философии Ницше. В его философии больше уделяется внимание личности человека. Это течение – философия жизни. Ницше критически относ-ся к религии, считая, что религия угнетает чел разум, чел волю. Одна из первых задач чел-ка – избавить себя от господства религии.

Вторая задача – раскрыть основную цель чел бытия. Такую цель он считает – стремление к власти, возвышение над толпой.

Он говорит, что народн массы представляют из себя навоз, кот-й способствует прорастанию личностей. Личность – чел-к, который подчиняет себе эти массы, использует их в своих целях.

Другое направление философии постмарксистской можно назвать «позитивизм». Позитивистская Ф возникает во второй половине 19 в – антигегелианская Ф, т.к. главная идея позитивизма – то знание, кот-е дает материальную пользу для чел-ка и общ-ва. Такие науки: естествознание, а Ф – не позитивное знание. Но в будущем появится Ф, кот-я будет приносить материальную пользу.

(+) Позитивисты создали Ф науки.

Есть 4 ист этапа позитивизма:

· Конт

· Спенсер

· Джон Стюарт Миль

· Ковалевский

· Мохайловский

Вторая волна позитивизма – эмпирио-критицизм. (к 19-нач20)

Основ представители:

- Эрнст Мах

- Ричард Овинариус.

Они выдвинули идею о необходимости нахождения отдельных кирпичиков научн знания и необходимости избавления разума ученого от ненужных принципов. Кирпичики – чувственное восприятие.

Третий этап – неопозитивизм (к20-30гг)

- Вильхтенштейн

- Рассел

- Венская школа

Они считали, что не ощущение явл-ся кирпичиками научн знания, а простейшие логические высказывания, как фиксация каждого шага эмпирического опыта. Эти высказывания они наз-ют протокольными высказываниями. Их можно записывать в логич формах и изображать. Они считают, что развитие науки происходит кумулятивно. Основной метод научн познания – индукция. Основной признак научности знания – верифицируемость – эмпирическая проверяемость.

4 этап – постпозитивизм (60-е – наст время)

Основоположники: Карл Поппер, Лакатос, Томас Кун, Фейерабенд.

Они считали, что научным знанием явл-ся лишь такое знание, кот-е в принципе можно опровергнуть (фальсификация). Если теория или учение абсолютно исключают свое возможное опровержение, то оно явл-ся ненаучным. Подобными он считает религию, марксизм, психоанализ (учение Фрейда). Они высказали идею о скачкообразном разивтии науки. Развитие науки носит коллективный. Общественный характер. Современный позитивизм практически подошел к позиции максизма.

Одно из выдающихся направлений совр Ф – экзистенциализм. Экзистенции чел-ка – его страх, переживания. Полит программы, законы науки не имеют никакой ценности для экзистеенции человека.

Камью. Внешний мир для чел-ка явл-ся полным абсурдом для индивида, потому что никогда индивида его окружение не поймет. Кажд индивид даже в своей среде остается чужим, посторонним. Истинный мир – внутренний мир.

Какие выходы есть:

1) суицид (негативный выход)

2) Бороться с этим абсурдным миром.

Карл Ясперс и Хальдигер.

В наше время появлись направления: герменевтика, аналития философия,

Герменевтика – фил учение, кот-е утвержд, что между чел-ком и внешним миром находится текст, а главное понимать содержание этого текста правильно. Одним из видных представителей явл-ся Гадамер.

Герменевтика не права в том, что ученые исследуют не объекты, а текст. Текст – это средство обмена информацией, а получение истинной информации получается в рез-те экспериментов и практики, а не понимания тектса.

Аналитич философия:

Развивается в Англии и Америке.

Родственна с герменевтикой. Главн задача философии – исследование языка науки.

Каково состояние русской ф?

Главн фил проблема 19 в – преобразование рос государственности.

2 направл-я Ф: западническая и славянофильская.

Зап: Чаадаев, герцен, Чернышевский (создать парламент для всех слоев населения, кот-ый будет советчиком императора)

Славянофилы: Погонин, Кириевский, Аксаков, Хомков (Надо создать парламент, но для дворянства. Торопиться не надо. Нужно сохранить самобытность России)

Анархизм Бакунина, Кропоткина (против гос-ва, но выдвигают идею самоуправления – труд коллективы в опред регионах и т.д.)

В к 19в возник революц течения: легальный марксизм (Михайловский, Бердяев, Струде и т.д.) и нелегальный марксизм (марксизм большевиков – Ленин и его соратники).

Легальный – за капитализм, а нелегальный – за переворот, за захват власти.

В нач 20 в нелегальный марксизм преобладает в фил жизни России. Представителями явл-ся Плевханов, Ленин, Бухарин, др.

Ленин внес вклад в развитие Ф Маркса: разработал понятие материи. Внес в разраотки понятий принципой диалектики.

Ленин в Ф политики выступает как иллюзионист. Ленин говорит, что переход к коммунизму, первой фазой кот явл-сся социализм, возможен в неразвитом капитализме посредством перехода к власти партии пролетариата.

В 60-е после сталинизма фил мысль в россии полуает бурное развитие. Появилась Ф Ильенкова, посследователи кот-й есть в финляндии, англии.

Постмодернизм – отрицание системости и вседозволенность философии. Возникает в рамках культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: