Щербатов Михаил Михайлович

(1749 - 1791)

Прославился деятельностьювКомиссии по уложению. Он представлял ярославское дворянство. Он был защитником сословного порядка, крепостного права. Он был историком. Написал "Историю Российскую". От дохристианских времен до ХУ11 века. Придерживался методологии Юма. Против его 7 томов было написано опровержение в двух томах генералом Болтиным.

Писал философские произведения: "Рассуждение о смертном часе". Ставит вопрос о смерти как всеобщем явлении, без которого человек обойтись не может. Смерть страшна тем, кто о ней не думает. Для человека думающего вопрос: как умираем, что теряем и как движемся к смерти. Вся наша жизнь - движение от небытия к бытию. Мы теряем все, но это не является столь страшной потерей. Если болеем, то такая потеря не страша сточки зрения физической. Умирая, мы переживаем о других. Но для Щербатова это плод самолюбия. Если близкие хорошо воспитаны, то тогда смерть может предоставить им большие возможности. Человек должен жить, стремиться к хорошему, но иногда жизнь предполагает другой расклад. Мы умираем естественно. Сам процесс физической смерти предполагает, возможно, переход в другое состояние. Для человека непросвещенного главный страх - смерть. Такой страх заставляет человека терять все. На этом основывается насилие, беспокойство. Формируется идеал просвещенного человека.

"Рассуждение о самстве" (эгоизм). Самолюбие - двигатель различных дел, но в определенных пределах. Когда оно становится безграничным, оно превращается во зло. То, что в религии называется гордыня. Самый страшный вред, когда самством болеет государь, разлагается не только он, но и все, что его окружает. Эгоизм приводит к деспотизму, нарушению интересов общества, воровству и т.д. (параллель с Радищевым).

"О повреждении нравов в России". Сформировал в этом произведении нравственный идеал. Говорит о господстве эгоизма, прежде всего в верхах. До Петра Россия была невежественна в смысле познания, русская жизнь была отсталой, было много недостатков. С искоренением недостатков Петр искоренил и достоинства. В результате, русская жизнь после Петра, будучи по форме прогрессивной, и была полна недостатков. Допетровское время характеризуется верой людей, патриархальностью. Реформа - великое историческое событие, но не все, что она принесла, есть благо. Была утеряна религия, аристократия (боярство), которая служила, чтобы исполнить свой долг, а не ради денег. В дальнейшем происходит ущемление старого дворянства, которое было хранителем нравов.

"Путешествие в землю Офирскую". Эта земля - копия нашей, но преображенная. Города были названы задом наперед. Зачем воевать, если можно создать благоприятные условия для жизни человека. Таким образом, наше общество далеко от совершенства.

Он дифференцированно относился к реформе Петра 1. Не относился к реакционной партии. Дает негативную оценку Петру 11, политику внедрить старое, так как это делается подлыми людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: