double arrow

Перегруппировка внутрилитературных сил


Ощущения полной потерянности.

Какую оценку дал Л.Н.Толстой творчеству А.И.Куприна?

$ «оно никчёмно»

$ «оно прекрасно»

$ «оно душевно»

$ «оно заразительно»

63г- волна крестьянских восстаний. Люди не знают как им и что делать.

11.09.12

Изменение типа героя:

В предшествующее десятилетие- герой для мира.

Сейчас- герой–это внутренний человек. Для большого романа такой человек был важен всегда. НО: внутренний герой прошлой литературы условен. Это герой, который отсылает нас к некому идеализированному представлению. Лирический герой-герой определенного типа=> у рахных авторов герои имеют много общего.

В конце 19 столетия очень важно- процесс рефЛексии над темой самого внутреннего мира, кто я такой, почему я веду себя так, а не иначе. Эта рефлексия определяет сущность героя конца 19 века. Такой герой сближает персонажей толстого, достоевского, чехова. Основная вселенная- размеры конкретной, земной человеческой жизни/ судьбы. За границей судьбы, как фон, это все вечные общие вопросы. => возникает впечатление, что тематика мельчает. Быт приобретает иное значение. Раньше быт- снижающая характеристика. Теперь- быт это самое реальнейшее, что есть в нашей жизни. Во многом этот быт позволяет ориентироваться в своей судьбе. Быт формирует проблемы, с которыми борется герой.

Изменение сюжета:

Понижение сюжетности.

Появляется многоперсонажность=>многосюжетность.

Сюжет теперь строится не на фабуле а на чем-то другом. Часто на смене эмоциональных состояний,на изменении отношения автора к героям. — поэтикаполутонов, развитиелирическогоначала.

/чехов меняет природу драму/

Отсутствие главного героя и отсутствие фабулы выражают представления идеологии, отсутствия героя, за которым надо идти.

Середина 19 века-доминирование прозы и русского романа.

Конец 19 век - роман перестает играть такую важную публицистическую роль, возникает много новых течений в поэзии. К 90-м годам поэзия начинает лидировать. В прозе происходит перегруппировка сил- на более видное место приходят малые жанры( повести, рассказ).

Молодые авторы пытаются написать роман. Невозможность романа в литературе того времени. Романы пишут либо сформировавшиеся романисты. НО даже толстой начиная с 80 годов отходит от романа и уделяет много внимания малым жанрам.

Особенности культурного процесса того времени:

Тема Россия/Запад.

Начиная с 18 века Россия переживает эпоху Европоцентризма. Культура-западные модели и ценности. Запад - лучший образец.

Первая половина и середина века- принятие западной культуры. К концу века- Запад начинает подвергаться резкой критике в плане культурных моделей, культурных представлений. Антизападники- Достоевский, Толстой. Их не устраивает отношение к человеку. За благополучием теряется главное и важное для русской культуры отношение к человеческой личности. Западную культуру не интересует человек как таковой. Она абстрагируется от неповторимости человека и равнодушна к человеческой судьбе. Это доминанта различных мотивов Достоевского, Лескова, Толстого.




В европе есть две силы:

-Западноевропейские

-Восточноевропейские.

Задача-повернуть судьбы мира.

Отрицание опыта западноевропейской цивилизации связано с отношением к человеку. Превращение человека в товар, функцию, вещь это то к чему ведет культура западной цивилизациим, по мнению руссих писателей.

Происходит отделение человека от представления о нем. Возможность этого разделения-как западная идея.

Народничество имело три отчетливые фазы.

Крайне- революционную террористическую левую организацию. "Народная воля"

Хождение в народ. Представители- молодежь. Народ не слушал потому что 1) деревня устроена по патриархальному принципу, возрастная иерархия. 2) язык малопонятен- понятия и термины. Происходит столкновение двух разных цивилизаций. Народ восстает против народничества. Так началось освоение Сибири.

Теория малых дел. Люди которые больше всех сделали для русской жизни. Они- настоящие герои своего времени. Теория малых дел связано с теорией земств. Развитие земских школ. Начало развития грамотности. Земские больницы.

Россия конца 19 века это контрастное соединение консерватизма и невероятной свободы. С одной стороны ужесточается цензура. Но с другой стороны благодаря реформы печати в России в разы возрастает количество периодических изданий.=> изменение литературы в целов тэто теперь не только литература высоких людей но и расцвет массовой литературы, "бульварных романов". Появляется осознание того, что необязательно быть брльшим писателем, но на этом можно заработать данег. Меняется читательская культура итеперь читается и массовое народное творчество- сериальные произведения.



Литература-это норма жизни а не высокое занятия. Проблема: что есть искусство.

Русская журналистика:

Демократическое крыло: Отечественные записки(в 1868- покупают Некрасов и щедрин; мыслится ка журнал литературный и демократический. Постоянный автор-Щедрин); Журнал Дело и Неделя- теория малых дел и теория неотивления злу насилием

Либеральная журналистика: Вестник Европы(Карамзин-основал, возобновлен в 1866 году и назван в есть журнала Карамзина. До 1918 года. Журнал объединял научные профессорские круги, было много материалов и обсуждений истоиии, культурных теорий, экономических теорий, много переводных публикаций. Это был главный орган с новыми теориями и представлениями запада. Через журнал появляются первые представления о модернизме.); Русская мысль( возник В 1880 и закрыт в 1918. Печатался Чехов, отдельные тексты Толстого); Русское богатство( часто Чехов, Короленко, начинает Горький)

Модернистские журналы: Северный вестник( публикует новую литературу: поэзию символистов и новую театральную критику, начало серебряного века)

Журнал Руский Вестник(возглавлял Катков; шевенизм. Печататься там означало подписать себе приговор среди высокопоставленных людей)

18.09.12

Лев Николаевич Толстой

1828-1910

Толстой - писатель пути. Он очень меняющийся пиатель. Меняется не столько стиль, сколько его философия, его идеология, его мысли.

Толстой писатель труженник. Писал много-> собрание сочиний около 90 томов.

Очень много правил свои произведения. В среднем существует от 10 до 20 редакций его текстов.

Толстой был противником технического прогресса. Для печатной машинки было сделано исключение. Толстой писал в среднем 8-10 страниц оригинального теста в день.

Толстой не был профессиональным литератором.

17/18 века литература начинает носить светский характер. В 19 веке 2 традиции:

Линия чистого искусства. Светская литература. Пушкин

Слово это элемент религиозный. Особая роль слова и писательства. Обращается к религиозным мотивам. Гоголь. Толстой продолжают эту тенденцию.

Толстой входит в литературу в год смерти Гоголя. 1852 году выходит Детство.

Толстой не может не писать. Емли не пишет художественное произведение, то он занимается трактатами, азбукой, педагогической деятельностью.

Мы не видим портрета времени по произведению. Например Детство. Отрочество. Юность. Не имеет детализации. Это застывшая эпоха. Но это на первый взгляд. Связь Толстого с современностью не столько в форме, сколько в полемике с идеологическими течениями и принципами. Публицистивность 2 типов:

Севостопольские рассказы. Отклик на крымскую войну. Это тематическая публицистичность.есть событие, есть отклик на него.

Есть событие есть отиворечие. Толстой пытается противопоставить доминирующим ценностям другим ценностям. Детство. Те же темы что и в 50 года. Но Тургенев говорит о герое времени, А Толстой имеет свою точку зрения. В 60х- кто новый герой, что делать, кто виноват. Толстой- главная сила- дворянство- Война и мир. Его положительные герои вмещают все что возможно: ценности, нравственность и т.д. У толстого слово и дело связаны.

Эхенбам считал, что у Толстого был комплекс Наполеонизма. Возможно Толстой изобразил в Наполеоне те черты,, которые ему не нравятся в себе. Позиция героики. Толстой все больше и больше претендует на роль человека, влияющего на судьбы мира.

Автобиография- что влияет на человека. И меньшая тема его не устраивает. Ехму нужен глобальный вопрос: что такое человек вообще. Толстой не пишет про конкретное детство конкретного человека. Он пишет о том что такое детство. Некрасов назвал это произведение "история моего детства"- это портило все идеи Толстого.

Толстой очень часто занимается осмыслением расхожих человеческих представлений. Для построения истины Толстого характерно узурпирование истины. Толстой организовывает целую кампанию по поддержке его произведений. Проект "ясная поляна" создает ему базу публичности для реализации своих проектов. Поэтомы нельзы говорить о произведениях Толстого без его биографии. Связь текста и биографии-жизнестроительство. это новое для конца 19 века.

В смеси биографии и текста главная нить это моральная направляющая. Движение мысли. Человек не может остановиться в своем размышлении о мире. Динамический писатель. Представление меняется в ощутимом человеческом времени.

Особенность/парадокс- длинный эпилог неожиданно обрывается. Открытый финал описывается в эпилоге. Романтизм с точки зрения Толстого очень плохо, потому что эта культура надуманная и выдуманная+ это стязя поэта. Незаконченность- главная черта романтизма.

Толстой начиная с 18 лет писал каждый день в дневнике. Это дневниковое повествование входит в творческое пространство Толстого. Дневник позволяет описать движение мысли. Главное для Толстого показать, что литература очень реальна.

Толстой преверженец энергии и заблуждения. Истина- толко процесс передачи этого заблуждения.

Толстого ограничивает историзм. Все искания, версии, точки зрения обязательно погружены в исторический контекст. Толстой не представляет человека иначе как человека в истории и с историей(человек с биографией).

Периоды:

50-е:Детство. Отрочество. Юность; Люцерн; Утро помещика; Казаки(завершение в 1863); Севостопольские рассказы

60-е: Война и мир;

70е-77: Анна Каренина

80е-90е-1900е: Воскресение; Смерть Ивана Ильина; Крейсерова соната; народные рассказы; драматургия; трактаты; Хаджи Мурат.

Ранний толстой: 50-е

С одной стороны Записки охотника а с другой стороны Детство. Записки охотника- натуральна школа(фотографический анализ-представление о человеке; показать человека в контексте вещей, которые окружают человека-среда формирует человека; в человеке есть еще и русская душа). Тургенева волнует проблема русской души. Для Толстого среда не самое важное, это скорее следствие чего-то другого.

Детство:

Внутренне название: 4 эпохи человеческого развития.

Тема становления человека.

Фрагментарное построение. Названия можно сгруппировать:

Портретные характеристики(пр имени персонажа)- главная характеристика героя связана через отдельный случай с героем, который позволяет представить человека.

Толстой был очень внимателен к мелочам. Толстой разворачивает как от мухи идет история Николеньки, Карла Ивановича. толстой показывает это развертывание на разных уровней. Толстому важно изобразить расстройства, показывает что стоит за этим словом: за словом стоит его мир. Эмоция переция передается вещественно. Претензия на понимание истины с первых строк. За секунды меняется восприятие, настроение. На человека воздействуют мелочи во взаимоотношении с людьми.

Герои изображаются с точки зрения разных разговоров о человеке. Портреты- точечные пересечения персонажей.

Названия по ситуации(Охота; Мазурка)- раскрывающее что-то в человеческой жизни.

Толсто не боится показать тщеславие человека. Для толстого важно что стало причиной провала. Николенька увлекся на муравья. Виноват заяц, невыбежавший вовремя. Человек все время себе не соответствует потому что есть случайности, мелочи, основания. Опыт души-это опыт первых надежд и разочарований. Это проявляет в человеке: искушение тщеславием, подвижность человеческой эмоции, влияние мелочей, зависимость от социума. Очень важна реакция мира.

Самое страшное, что взрослые детаю вид, что все хорошо и замечательно. Для Николеньки это болезненное и странное событие. Так вот от самых близких людей маленький человек учится главным бедам своей жизни. Близкие учат лицемерить, терять чистоту эмоций и поступков, терять грань между добром и злом. У Толстого самое страшное зло это зло родственное, поэтому ему невозможно противостоять. Это и есть остновной порок общества и цивилизаци.

Путь человеческого взросления-это путь утраты настоящего доброго начала в человеке. Творит так, как будто об этом никто и никогда не знал.

Читать смотрит на все по новому

Есть главы которые идут под знаком вопроса- рассуждения о том илином понятие или проблемы.

Ситуация повествования становится условной. Литература- это высказывание о мире, которое не требует мотивировки.

Как изучить человека? Как отобрать мелочи, которые показывают человека? Толстой: достаточно одного дня, потому что за один день происходит почти все, что происходит за всю нго жизнь. Мелочность и генерализация(день как жизнь).

Люди делаются на 2 типа:

Люди понимающие(николенька, маман, Карл Иванович)- тот человек, который испытывает муки совесть

Люди непонимающие-лицемерие победило, совесть заснула.

От взаимодействия между ними зависит становление малого человека.

Пока писал позиция изменилась и 4 часть "молодость" он писать не стал.

Тема войны:

Что Толстого волновало в войне? Это повторяющаяся история, следовательно требует осмысление. Принято считать, что война способна раскрыть лучшие человеческие качетсва. Толстой пытается найти эти храбрость, доблесть, патриотизм в Крымской войне.

Толстого интересует война в человеческом аспекте. Участники войны- офицеры и солдаты. Нужно понять кто они такие и чем определяется успех войны. Важно понять почему проиграли войну. Толстой внимательно рассматривает солдат. Толстого интересует что солдаты и офицеры не родились солдатами и офицерами. В их отношениях закладывается что-то что есть в отношениях между помещиками и крестьянами. Начинаются размышления о крепостном праве и об этом отношении.

Толстой изображает ситуации, в которых происходит расхождение между внутреннем и внешнем. Храбрость это в лучшем случае тщеславие, желание славы. Из-за этой храбрости может погибнуть бессмысленно. По Толстому храбрость никогда не проивлчется резко в огне. Это госпиталь, матросы и солдаты не жалуются и не стонут. Эта простота и выполнение своего долга это и есть настоящая храбрость. Михайлов- обычный человек. И толстому важна эта обычность. Но в момент Х человек поступает по совести. Главный герой Толстого- это правда. Поэтому нельзя сказать, что есть главный герой. Правда выражается в разных персонажах.

25.09.12

Почему Толстого так интересуют эмоции? У Толстого все обосновано. Им движет глобальный замысел. Для того чтобы понять человека необходимо посмотреть на жизнь человеческую вообще. В жизни любого человека: момет рождения и момент смерти(Лермонтовский шлейф: разговор печерина с Вермером). Эти моменты хаботят Толстого. Печорин-ближайший культурный контекст. Рождение и смерьть- для Толстого мало дать им оценку. Его имнересует можно ли назвать физическое рождение человека началом жизни и наоборот. Для Толстого существуют разхождения даты жизни и смерти человека с датами жизни души. Путь человеческой личности начинается с того момента когда он начинает что-то понимать о себе. Все это отложилось в памяти. Метод: совмещение взрослого взгляда с эмоциональным "младенческим" взглядом. За этими воспоминаниями более смутно сто впечатление еще более раннее: ужас страх рождения-> человек помнит себя до физического рождения( в утробе. Матери). Это память которая простирается в предысторию. Дух зарождается раньше. Также для смерти. За пределами смерти жизгь духа продолжается. Жизнь духа-главное существование человека, первично духовное начало. Это духовное начало можно проследить в эмоциях.

Что Толстого поражает в эмоциональном мире? Толстой всегда показывает быструю смену эмоций. Постепенно Толстой открывает и раскрывает в человеке: эмоциональный мир существует как набор возможностей. Нельзя понять и назвать ту или иную эмоцию точно. Толстой замедляет время чтобы посмотреть изменения эмоционального плана героя( Мазурка. Николенька и Сонечка и Сережа).

/зафиксировать момент перемены чувства- одна привязанность ушла в другая ишла. Это движение чувства это главная сладость для человека саму любовь мы не можем обрзначить одни словом: стараю любовь, преданность и новое свежее чувство любви=все это вместе составляет внимани толстого./

Толстой распространяет этот метод на более широкое поле реализации человеческой личности. Далее ему будет важно посмотреть как это чувство будет проявляться в ситуациях не эмоциональной.

Севастопольские рассказы:

Толстой показывает в первую очередь что привычные нам представления о войне не выдерживают проверки. Вырабатывается формула: стремление казаться и желание быть.

Проблемы человека и конкретно и в принципе связаны с оем что современный человек стремится казаться кем-то( храбрым, красивым, умным). Эта направленность челвоека на внешнее мнение может привести к трагическому концу. Оно увобдит его от сути дизни, от понания себя и бытия. Люди ходят по замкнутому кругу совершать. А вместо стремления казаться должно быть желание БЫТЬ. Это желание проявляется в поведении. Настоящий герой никогда не считает себя героем и не думает о том как он в этот момент выглядит. Он не только показывает ошибочность этого человеческого суждения но и объясняет причины такого заблуждения. Приходит к выводу: причины- сложность эмоционального мира, во взрослом состояннии: осдновременном сосуществовании чувств эмоций. Поэтому трудно разобраться в клубке эмоций.

/эпизоп описания сцены: всего несколько мгновений а на письме страницы полторы. Момент смерти Проскухина. Толстой подчеркивает что в эту секунду смерти так много эмоций, воспоминаний, мыслей. Принципиально- если это так то можно ли сказать что человек в данную минуту радуется/грустит/ думает о том то. Нет нельзя. Значит любая внешняя оценка, анализ всегда заблужление. Толстой против анализа./

В этой ситуации формируется роль художественной литературы. Она может показать все. Нужно научиться подругому видеть. Абстрагироваться От мышления абстрактными понятиями.

Этот метод движения различных чувств-диалектика души.

Как изображать такого человека. Это сильны протест против современной литературы. Этот человек не может быть типическим героем. Типический герой должен обладать постоянными качествами, а для Толстого это не возможно.

Проблема как совместить импрессионистические наблюдения с анатилической задаче. Поэтому метод толстоц: мелочность и генерализм. Нужно придать каждой такой зарисовке максимально большое обобщение.

С 50сх начинает диалог с культурной традиции. Чтобы добиться масштабности обобщения. Они(?) выполняют роль увеличительного стекла.

Казаки:

Задумывает одновременно с триллогий а заканчивает в 1863г.

//В казаках действие происходит на Кавказе в 50-начале60гг

В 20е гг-начинается вхождение Кавказа в Литературу. Кавказская тема одна из центральных тем. Кавказ во многом синоним романтизма. Как переплетается: Кавказ это другой мир противопоставленный миру столичных городов. Кавказ это мир природный вопреки миру цивилизаций. Кавказ это зона героического, место для раскрытия личности. В отличии от бытового существования. Поэтому кавказский человек это высшая реализация человека. Чем больше он к естественной жизни тем больше герой ценится.

Герои оказавшиеся на кавказе пониают все через любовную историю. В этой девушке нет ничего искусственного ложного. Она готова на самопожертвование. Эта история обязательно романтическая потому что мир цивилизации не может сосуществовать с природой. Это устойчивая схема. Поэти зация героини, любви, природы- устойчивый кавказский сюжет.//

Для Толстого важно превратить эту тему из эмоционального высказывания в предмет анализа. Толстой отрицает аналитику как мнение о человеке но толстой стремится к анатилическому развитию любой темы.-ПАРАДОКС.

Казаки посвещены этой емы. Проблема -проблема молодости(=молодость 4 часть автобиографии).

Толстой рисует очень типичную ситуацию для кавказа.

/Оленин уезжает из Москвы. Этот момент представлен как разрыв и в сознании героя и в сознании писателя. Стартовая позиция- разочарование. Нормальное чувство нормального человека-чувство неудовлетворенности. Человек все время должен куда-то стремится иначе духовная смерть. Он хочет уехать на Кавказ потому что там все настоящее. Далее Толстой дает очень короткий и концентрированный образ Кавказа(черкешенки, горы, обрывы, опасности, слава, смерть). Сразу снижение идеала. Получается что герой из одного заблуждения движется в другое заблуждение./

Толстой через своего героя демострирует столкновение с другой простой ясной и гармоничной жизни. Мир казацкой станицы обладает тем к чему стремится герой и не может достичь. Если это не счастье то по крайне мере это покой. Эти люди знают как им жить дальше. Эта жизнь состоит из занятий необходимых для потребностей истррческих и бытовых. Нет конфликтов с обстоятельствовами времении. +гермония казаков с представлениями о добре и зле. Неоднозначность добра и зла приводит героя к невозможности выбора. Для героев казаков такая рефлексия не свойственна. Выбор своего противовес чужому. Демонстрацией такого оюбовного сюжета Толстой показыват трансформацию устойчего конфликта: человек цивилизации/человек природы. В романтизме влюбленная черкешенка а сейчас человек цивилизации стремится войти в мир природы но не может. И оленин понает что для него нет места в мире казацкой станицы. Если это невозможно то ему нужно найти другой путь. Важно понять что ему мешает.

Для мира природы природные законы выше в его на свете. Эти герои природного типа соревнуясь в жестких условиях не чувствуют личного. Это закон. У оленина есть другое счастье- счастье в самоотвержении. (мотивы Войны и мира впоследствии). Если человек оторвался от природы то он не может уже вернуться.

Люцерн:

Текст важен в контексте Россия-Запад. Не впечатлился европейской цивилизацией. Толстого интересовал духовный и эмоциональный компонент западного человека. То что он видит- этому посвещен Люцерн. Среди очень правильного и хорошего мира: /появляется музыкант на улице. И его слушают. Послушали и он ждет вознаграждения и все расходятся/ абсолютное равнодушие к человеку-западное мировоззрение. С этого момента западная тема его больше не интересует. Это момент самого близкого пересечения Толстого и Достоевского.

Важно чтобы было сохранено что-то вне системности.

Война и мир- толстовский ответ на те Вопросы которые не может решить запад. Как можно соединить системность и человеческую жизнь. Для него выражение этой системности должно строится на эмоциональности.

Война и мир.

В 60х Толстому нужно соединить пониммание человека с системой или историей( система отношений). Историческая проблематика: 1) веяние времени 2) отвечает его потребности в системе.

Думает о создании системного героя. Такой герой- это герой времени. Для 60гг: Герой образованного дворянского сословия-героя сошедший со сцены истории. Толстой категорически несогласен.

Толстой задумывет роман об исторических героях, деятелях.

Конец 50х-нач 60х- новая волна декабризма. Важно какими они стали сейчас. Это люди несломленные, соответствующие тем ожиданиям которые на них направлены. Они вполне образцы для подражания. Вопрос: как им удалось. Первоначально: роман о современниках о декабристах и человеке дворянского сословия. Перевести внимание от разночинцев на что-то другое. Первое название:хорошо то, что хорошо кончается. Он начал писать роман и ему стало понятно невозможность описания без каторги без событий декабрьского восстания без событий с наполеоном.

В 1805г ему нужно показать человека декабристского типа, важно показать как такой челвоек формировался. Это сумма личных качеств и взаимодействие со миром. Фактор: война+ то что человек представлял собой в мире. Нужно показать единую сущеость человека в мир и в войну. Человек который идет через исторю и соединяет в себе личное общественное военное мирное-соединение всего. нО нужно показать что есть личное и неличное. С одной стороны есть частя жизнь- семья, которая формирует человеческую жизнь. Семейная тематика реалтзуется в определенной поэтике, романной поэтике- история о семье. С другой стороны- человек как единица историчского движения- военный трактат. Еще одна задача- осмысление всего этого- размышление как это вписать в проблематику философских вопросов- философский трактат.

Как это художественно соединить?

02.10.12

Толстовский роман

Толстовский роман зарождается в 60 годах. 1863-начало работынад ВиМ. 1868-конец работы. 1869-первая публикация.

Толстовский роман-роман диалог. Наличие трех романов складываются в сверхтекстовую трилогию. Это Наиболее полное высказывание толстого о мире и человеке. Роман-квинтэссенция творчества толстого. Остальное- расширение и дополнения. Каждый роман- самостоятельная романа толстого как художника и как мыслителя. Для толстого 50-х история не актуальна- один день как вме другие. В ВиМ истоиия не просто сумма днец, а изменяющееся представление о человеке, о мире и дни не похожи друг на друга. Каждое время неповторимо, типология как таковая не возможна.

60-е истрия- это движения. Для понания человека нужно посмотреть всю его "историю"(изрбражение ждвижения человека в мире).

Народ-это нация, традиция, русский дух. По связи с жтим русским духом и определяется личность. Задача художника- русский дух изобразить?, выяаить, продемонстрировать что это то что связывает всех людей, то к чему человек стремится, то что проявляется в любых ситуациях( война или мир).

Толстому нужна особенная форма-> роман, который романом не является.

ВиМ- не роман потому что:

Это соединение различных типов текстов(художественный; научиный; философский). Каждый из этих текстов требует соблюдения собственных правил и норм. Каждый из трех текстов имеет своего адресата. Это тексты несовместимы. Сложная художественная задача- как из совместить. Сделать так чтобы возник читатель, который может в сознании перескакивать с одного типа на другой. Вуручила его сама история. Ему интересна история: что есть история и отталкиваясь от жтого он разрабатывает свою философию историю: нужно рассказывать истрию как рассказ. Чтобы понять истоиию нужно идти через художественное начало. Но ему важно отметить этот прицип и дальше понять как принцип работает. Это история от чемловека=> истрическое повествование невозможно без человека. Этот антропологическое понимание-находка толстого. Чо значит подойти к истории с точки зрения человека? Любое истоическое время-портрет всех участников события. То что остается в памяти результата участия всех этих участников.

Шенграбенскоесражение.-событие глазами Андрей. Философи-нет общего восприятия, только через призму какого-то человека поэтому все события глазами кого-то из героев( бородино- безухов). Багратион не командует. Шеграбен называется внезапно. Мудрый военачальник это то кто дает уверенностьв том, что все что они делают это хорошо. Человек всегда может действовать только исходя из собственных желаний, потребностей. В экстремальной ситауции речь идет только о том что глубоко внутри меня(человек реализует прежде всего самого себя). Поэтому предсказать действия человека невозможно(люби все разные). Чтобы изрбразить историю нужно изобразить все разнонаправленные идеи. Поэтому Толстому нужно много людей. Нужно чтобы было ощущение бесконечности лиц. Поэтому это должен быть не только многоперсонажный но и многосюжетный текст. Постоянно в ракурсе конкретная человеческая фигура. Любое событие(крупные планы+ глазами кого-то) - это тот прием благодаря которому можно показать стремления человека.

Главная задача художественной части- показать все. Развити все это-задача в философских отступлениях. Каждая из трех типов текстов про одно и то же.

Нужно вписать многообразие людей в философскую картинку. Тут толстой идет по пути типологии. Всех пресонажей можно типологизировать:

Люди которые не являются людьми. Марионетки. Он имеет все возможные недостатки. /Элен и Курагины- красива, движется по роману как статуя, ничего связанного с человеческим миром не наблюдается, нет чувства любви, нет нравственности, нет совести. Не имеют никакого отношения к истории- декорации времени, не оставляют следа во времени. Берги- такие же. Наполеон. Основная характеристика- театральность(внешние персонажи). В первую очередь описание внешности. Наполеону принципиально важно как он выглядет.

Не заботятся о внешнем. Ростовы, тушин. Внешне не театральны. В них есть внешние изъяны. Нсли персонаж некрасив это значит что мы может сконцентрироваться не на внешнем а на внутреннем. Это люди которые живут чувством и у них плохо с разумом. Склонность к интуитивной жизни- область бессознательного=национальное духовное начало.(танец наташи и николая в отрадном; наташа и раненые- семья едина с ней в этой мысли). Эти люди ближе всего к природе. Никогда не будут идеально положительны, потому что они люди. Живое не есть идеальное. Идеальное- мертвое, то чего нет в реальности, то что придумано, лицемерное и лживое.

С привычкой думать о хорошем. Нужно пройти по пути ошибок. Андрей и Пьер. Везде искания и того и другого будут связанны с попыткой объяснения мира. (масонство; наполеонизм). Любая из этих концепций прриводит к разочарованию в человеке. (наполеон, сперанский) без человеческих отношений невозможно объяснения идеи. Князь андрей движется по пути философского осмысления мира(обобщения). Князю нужно поле для реализации которое бы было совершенно. Ощущение совершенства- смерть. Андрей начинает умирать потому что его ничего не держит. Смерть его-логическое завершение пути=достижение совершенства. Пьер-замной человек, готовый на компромисс. Поэтому он может миру. Он примиряет свои вопросы и запросы. Но он не может быть ограничен своим кругом. Только система предусматривающая гармонию устраивает пьера. Андрей-максималист. Пьер- гармонизаци человека и мира.

Соединение прошлого настоящего и будущего- задача которую Толстой решает в ВиМ.

Анна Каренина.

После ВиМ Толстой становится как бы "классиком". Толстому важно быть в курсе современности. 70-е - период разочарований в России. Главенство социально-демократически направленной литературы ина этом фоне возникает АК.

Толстой отрицает на корню социалтную тематику и социальные теории. Толстой утверждает что можно размышлять о соц проблемах. Социум- микроорганизации людей. Самая маленькая организация семья. Снова семь. Почему важна семья: именно в семье происходит любое воспитание и становление человека. Если понять что происходит с семьей тогда можно говорить о перспективах социума. С этой точки зрения-ВиМ семкйный роман. Это еще и диалог с традицией. ВиМ - полемика с тургеневскими романами. АК - полемика с пушкинской традицией. Истоки русского романа- Евгений Онегин. Поэтому название Анна Каренина(ответ пушкинскому. Но и Смещение Акцента- главный герой- женщина. Мужской герой снбя исчерпал. Все персонажи мужского пола не годятся Анне. Даже Левин слабее Анны. Женщины- зеркало всех проблем Мира. На примере Анны можно рассказать про ее время.

Постоянные отсылки к Евгению Онегину. Начинается романа с конца Онегина. Отсутствие подробностей не позволяет представить психологический конфликт у Татьяны. Толстой дает подробности(муж ребенок). Толстого интересует психологическая основа. АК-черты дочери пушкина(Мария Александровна). Дейстие и АК и ЕО то в петербурге, то в москве, то в деревне, то за границей(=путешествие Онегина). Противопоставление светской и деревенской жизни= москва/петербург. Ключевой мотив ЕО- именины и бал. Завящка действия АК- бал. Сон Татьяны=Сон Анны. Сон переходящий в реальность. Каково движение человека от пушкинского времени к настоящему(толстовскому) человеку.

АК - роман трагедия. Есть главная героиня. Смерть героини- высшее торжество. Роман с напряженнейший закруткой вокруг центрального героя. Толстой сосредотачивает внимание на выборе пути( ЕО решает чем ему заняться- выбор пути). Иолстого не интересует тематищация, ему всегда нужен инцип в АК речь идет о принципах выбора этого пути. Толстой ставит вопрос "что делать?" во внутреннем мире - это вопрос Как быть счастливым. Разные варианты решения этого вопроса=разные линии романы

Путь неведения (Каренин). Его все устраивает и вот вся эта история. Позиция-не хочу ничего знать твсе будет как раньше. Из-за этой истриии он может потерять работу(это его жизнь). Любит Анну как умеет. Ему некуда идти. Он пытается предложить компромисс путь неведения- защитная реакция. Вронский занимает ту же позицию. Не хочет слышать про проблемы. Прячется от неразрешимого и сложного. Сираусиная позиция

Эпикурейство. Стива Облонский. Идеала нет. Нужно наслаждаться миром совершенства, всем что есть в мире. Гастрономия- выражение эпикурейства( хотя бы поем вкусно)

Анна Каренина. Абсолютнейший максималист. Не готова на Компромисс. Для нее тема любви это главная тема. Там женщина должна реализоваться. Выбор между любовью и долгом. Анна- пускай будет любовь- женщина создана для любви. Тогда должна быть любовь абсолютная. Длительность- проблема любви. Нельзя любить всегда одинаково. Текучесть любовного чувства. Если любовь не равна миру тогда возникает вопрос прав ли ты в своем выборе. Для Анны эта катастрофы. Абсолютная любовь- единственная возможность жить. Если ее нет то мне, созданной для любви, жить не за чем. Свобода жизни и смерти. Если нет свободы жить как я Хочу, то есть свобода смерти. Последние картины которые вмдит Анна- это свет который меркнет.

АК- роман очень контрастно обращенный к современной традиции. Любовь- чувство возвышаещее чувство. В АК: любовь- то что ведет к трагадии, смертии к мукам.

Смерть Николая. Левин- ему страшно и противно от смерти. Нет ничего красивогоу и возвышеющего. Очередное завершение жизни в которой все есть ложь. Максимально эта идея сконцентрирована в Анне. Найти основания зачем жить- трудно.

Константин Левин- неуверенный, неудачлив. Главное на что он сделал ставку- его хозяйственная деятельность. Путь Левина- путь от слабости(признание несовершенства) к презрению.

Толстой приходит к религиозности аналитическим путем.

70-80гг- кризис идей.

Т. отворачивается от светской жизни. Отказ от художественного тверчества. Нужно заниматься сугубо самостоятельным совершенствованием.

Толстой говорил, что он отрицает церковь но не Христа. Истина со Христом но не с церковью.

80-90е

Творчество тенденциозное. Впускает литературу только если она является средством воспитания.

Воскресенье

Задумывался не так как он появлился. Должен был иметь продолжение. Из ада в рай- в русских романах(МД; БК).

Главный герой- Нехлюдов- путь от состояния непонимания до понимания(1), деятельность понимающего человека(2), гармоничное, совершенное состояние(3).

Ему нужен герой- приличный персонаж. Т.к. Т. Интересует не результат а сам процесс.

Большое внимание на то чтобы дискредитировал признанные своим временем способы самосовершенствования.

Катюша Маслова. Нахлюдов быстро приходит к решению признать мвою ошибку и исправить ситуацию. Женитьба- вы сторой раз попользоваться мной хотите. Чтобы дрказать самому себе и обществу какой я хороший. Нехлюдову нужен весь роман чтобы это понять.

Эпизод встречи со старичком. Нехлюдов слышит что бог внутри нас.

23.10.12

Труд жизни в понимании Толстого это труд духовный связанный с постоянным самовоспитанием и самосовершенствованием, также это труд ради жизни(но это на втором плане для Толстого).

В АК толстой стаить вопрос о возможностях личностях. Путь эпикурецский или путь самообмана или путь отчаяния - это пути возможностей. Для Толстого важно было соединить возможности личности.

Позднее творчество- творчество дидактическое. Толстой оправдывает существование литературы. Все подчинено дидактической идее. Толстой считает что основная проблема современному ему человека- этоугасаниедуши, => человек перестает существовать. Значит воспитание должно быть направлено на то чтобы остановить это угасание.

"Смерть Ивана Ильича"- не только физическая болезнь. Но на всем протяжении текста герой пытается понять причины своей болезни и что это конкретно за болезнь. ИИ переходит от медицинского объяснения а к психологическому. Это переакцинтирование на более общий вопрос от частного. "Правильно ли я живу?" "В чем ошибка в моей жизни". Человек априори живет не так и он должен озаботиться этим и найти ответ почему он живет неправильно.

Для позднего толстого все должно быть показано прямолинейно. Литература должна играть с читателем. Игра строится на интриге с читателем. И толстой так выстраивает свой текст так чтобы у нас не осталось внешнего интереса к герою. Для этого он в самом начале говорит о судьбе героя чтобы читатель не оствлекался на судьбу героя. Текст расчитан на многократное чтение. Ему нужно убрать фабульный интерес и направить все инструменты литературы на воспитательную задачу. Для Позднего Толстого характерны тропы; различные переклички; ритмическая стилистика. Потому что все это должно закончиться.

Внешняя структура "Смерти..." связана с цифрами 12 и 24-0(календарь)- жто дает представление о круговороте.

"Крейсерова соната". Рамочная композиция. Разные персонажи- носители разный мыслей. Какова роль женщины в современном мире- через призму разный мнений. У Толстого последовательно проводится идея что эта трагическая судьба женщины в мире связана с ролью мужчины и с определенным поведением мужчин и с определенной политикой общества.

Воспринимает женщину в физиологичесском смысле. Инстинкт труда это главное и первое ощущение. Это подавление природных нравствеенных инстинктов. Перспектива такого брака- перспектива обреченности. Для Толстого не очень важно в чем суть претензий(показывает их как мелочь). Дело в том что у людей нет важного осмысленного духовного начала. Эта незаполненная ниша перерастает в претензии друг к другу. Дети - это не счастье, а ужас для родителей. Но смысл истории не в этом! Воскресение человека возникает тогда когда с ним происходит физическая смерть. Толстой умело соединяет слово и дело, проводит грань между дитературой и проповедью.

Аналог Толстого - Гаршин.

Всеволод Михайлович Гаршин

Отец- военный, мать из семьи морского офицера. Сначала домашнее образование; затем учится в Реальной Гимназии. Затем поступит но не закончит Горный институт. Не закончить потому что уйдет на русско-турецкую войну.

На первых месяцах войны был ранят и во время лечения был написан рассказ "4 дня". 1878г- публикация рассказа " 4дня".

Из-за казни террориста сходит с ума Для Гаршина несправедливость мира была связана с скрьезной болезнью, тяжелыми переживаниями.

78-79- раннее творество.

80е- рубеж творчества.

80-е пытается освоить большую форму. Попытки движения к роману- надежда николаевна; из лневника рядового Иванова.

Писал мало, не шикарный стиль, но он был очень популярен.примечательно тем что Толстой и Гаршин люди светские. Нета границ между обществом и литературным произведением. Гаршин создает максимально условного героя. Он лишен всяких психологических черт. Дистанция между автором и героем почти стерта. Герой без судьбы, без внешности, без психологического портрета. Такой герой легко сближается с читателем но и с реальным автором.

06.11.12

А. П. Чехов

Чехов занимается театром еще с гимназических лет.

"безотцовщина" незаконченное первое драматургическое произведение дошедшее до нас.

Вариант этой пьесы- Пьеса " Иванов"(1887).

Середина 90х.- расцвет чеховской драматургией

1895- работа над "Чайка". 1896- постановка Чайки на Александринке.х но нецдачно. Только после постановки чайки во МХАТе Чехов становится призанным драматургом.

Бездействие мешает на пути к драме. Драма требует хорошо прописанных характеров, нужна интрига, действие. Если чеховский мир не заострен на такую острую сюжетность то этот мир не приспособлен для драмы. Задача: как построить бессюжетную драму, или перевести сюжет в нефабульную плоскость.

Из всех пьес Чайка наиболее сюжетна.

Чехов вводит лейтмотивы. Чайка, по разному существующая в тексте, прием который связывает повествование.

Влияние французского театра и европейского символисткого театра: чеховы важно показать как герой будет жить в новом остранстве метафорической а не фабульной сюжетики. Герой- скорее романный а не драматургический. Драматургический герой- герой в настоящем, прошлого либо нет либо даются контурно, главное средство раскрытие зарактера- поведение в ситуации котора прохожит перед глазами читателя. Чехов дает героев раскрывается в общих понятиях.пожтому персонажи будут много говорить о разных вещах. Метонимическаясвязь- чеховский диалог не как диалог логический; каждый герой говорит о своем, он живет в своем мире и о нем высказывается. Диалог глухих. Нет сюжета как последовательности действий, нет сюжета и диалогического(обмен мнениями).

Чеховский персонаж пявляется на сцене со своим прошлым и обращен к своем мыслям образен немного к своим планам.

Объединяющее начало для людей будет настроение. МХАТ ставит основываясь на этом настроении. Слово и его значение не играет почти никакой роли, а интонация с которой оно сказано и обмен интонациями это и формирует сюжет чеховской драмы. Детали типа звук ломнувший струны очень важны. Случайностнаяпоэтика -> Дядя Ваня "в африке жарко" ни к чему. Пожтика чехова держится на случаных деталей. Брльше прояаляет я в драматургии чем в прозе. Они выполняют роль связок.

Напряженность действа связано не с резкой перемене эмоция а наоборот. Оттенки переживания- ничего не происходит но жизни рушатся.

+Чехов воспринает театр как искусство настоящего времении. Много внимания быту; это то что составляет жизнь. Быт тоже рождает настроение. Здесь проявляется свобода драматического текста. Настроение и быт- пространство свободы режисера. Чехов очень легко поддается модернизации. Снятие фабульного конфликта делается намеренно и всегда в чеховскоф драматургии. Если в начале заявена проблема то в конце будет решена не она. Это еще один спооб конструирования. Пьеы с подводным течением. Нет разработанных характеров героев драматическа линия выражена только через психологию. Игра паузами чеховский драматургический текст очень медленный. Жесты.

Перео мысление традиционных драматических жанров. Почему ВИшневый Сад комедия? Потому что нет крайностей. Не существует чисто трагического или чисто комического. Для комедии самое главное это показать что конфликт мнимый.

Человек постоянно находится в зоне неопределенности. Вроде в связи с общесеом но одинок.

Н. С. Лесков

Родился в 1831, прожил до 1895. Не получил систематического образования. Очень рано начинает работать. Работа связана с журналстикой. Образование - самообразование. Киевский период его биографии: его друзья- студенты киевского универитета и ерез них он самообразовывался.

Хочет заниматься литературой и последовательно к этому идет.

Приезжает в Петербург в начале 1860х.

Антинигилистический роман. "некуда", "на ножах". До этих романов был литературный опыт. "Житие одной бабы"- что то среднее между очерком и хроникой. Лесков тоже претендавал на реализм. ЛЕскову важно и интересно передать живую плоть этой жизни, а жизнь разная поэтому он включает диалектную лексику и этнографические детали. Для Лескова идеал - древнерусская словесность(поэтому житие!). Лесковский положительный герой не будет никогда думать о том что он хороший. Он дивет так как он может, но главное его качество - то что он умеет принимать эти страдания. Лн старается быть правденым в этой жизни и т.е. Мучения которые человек принимает в жизни являются оправданием всех грехов. Значит нет сюжета и истории. Главный сюжет - сама человеческая жизнь.

К 70м у лескова появляется новый жанр- роман-хроника (Соборяне). Это роман котоый пфтается восоизвести атмосферу хроники. Для хронографа главное - акцентирование на правлении. Теение времени а не человеческой судьбы - схема романа-хроники. Время может стать самодостаточным героем внутри которого живет герой.

80е- это доминирование темы правдеников. Кадетский монатсырь, однодум, левша, очарованный страниик- цикл о праведника. Главное - предисловие. Левков объявняет в нем что такое праведники.

Другая важная тема - поиск положительного героя. Ему нужно сделать этого героя максималь близким к читателю. Праведничество - хорошее выролнение своего долга.

Если такие люди есть значит не все плохо с жизнью.

13.11.12

К. Г. Короленко.

Родился в 1853, умер в -1921. Разночинец. Лучшие идеалистические представления воплотились в Короленко. Занимался и писательскими и много где учился и в московской с\х академии и в горном. Главное для него - участие в жизни.

Истриия моего современника. Пишет вторую половину жизни, рассказывая о том как выглядит жизнь его общества. Хроника этого времени. Мастер небольшого рассказа и повести.

Главное - короленко развивает идею возможной реальности. Почти как наш мир но чуть уть получше. Если эта возможная реальность будет идти со страниц литературы то человек будет тянутся за этим идеалом. Энтущиазм. Герой- непотопляемый оптимист. Литература переходит в другую плоскость. Теперь не анализ а как может быть и как зотелось что бы было.

Серебряный век

1893-1917

Незвание родилось позже. Связано с поэтом Николаем Оцупом. По аналогии с пушкинской эпохой "золотой век".

Переход от доминирования прозаических текстов к текстам стихотворным. Это очевидная и безусловная установка на поэтическое искусство. Все даже не поэтические произведения испытывают поэтизацию. Появляется поэтическая(лирическая) проза у Чехова, Гаршина.

Д. С. Мережковский "о причинах упадка и о новых течениях современной русской литературой" - своего рода манифест. Основная идея: старая литература(романная литература и литература социального и идеологической направленности) доживает свой век и умирает. Стремление времени иное. Требуется более частное философское понимание мира. Грядущая эпоха будет связана с поэзией и мы можем об этом судить по тому что у самых ярких авторов можно увидеть различные детали поэтизации. Уже в Тургеневе! Говорит о поэтических приемах достоевского. Если мы можем найти присутсвие поэтического начала, то этот автор представляет большое литературное явление и имеет будущее.

Изменение стилистики, композиционных приемов. Но! Это не главное. Центральная причина поэтизации связана с изменением задач литературы.

Как меняется задача литературы: для второй половины 19 века- литература претендует на то чтобы изменить человека, дать рациональный анализ человеческой жизни и открыть перспективы к изменению мира(воспитательная функция литературы). Сейчас- отрицание воспитательского начала, анализ опыта новым искусства игнорируется новая задача- пафос 90х- пафос строительства нового мира, новой литературы. Сильный созидательный акцент. В этом новом культурном строительстве важна демонстрация новых ценностей. Такой новой ценностью становится поэтическое ремесло. Продемонстрировать процесс делания искусства. В качестве возвышающей основы должно стоять мастерство высшего уровня. Искусство ремесленника, мастерства- демонстрация духа и физического умения, который открыт доя человечества. Путь восхождения- конкретно во времени(не в будущем). Близость результата задает оптимизм времени.

Нужна философия, которая будет общей, котороа объяснит мир. К такой философии будет стремиться не только символизм.

Символизм(90е), акмеизм и футуризм(начиная с 1912г).

+много других направлений и групп. Новокрестьянская, неореализм, психологическое искусство, имажинизм, экспрессионист, импрессионизм. Это многообразие направления будет одной из отличительных черт=>Установка на эксперимент. Самое главное попробовать что-то новое. Жанровые синкретизм, жанровый эксперимент. С жанром надо что-то сделать. Это не эксперимент ради эксперимента. Эпатаж не главное. Главная задача экспериментаторства- нащупать границы: есть ли границы литературы.

Появляются новые метрики. Новые размеры: не классические метры и размеры: изменение классических размеров. Раньше была обязательная урегулированность на два или три слога. Все не классические размеры связаны с освоением большей свободы в системе метрики

Дольник: размер где идет то один безударный слог между двумя сильными, а затем поменяется два. Нечеткий ритм.

Трактови: до трех колебаний и трех безударных слогов

Акцентный стих: предел колебаний неограничен. Обычно 4-5 безударных слогов.

Появляются сверхдлинные стихи или наоборот самые короткие. Идет эксперимент с формами связанные с поддержкой лексического и морфологического строя. Снова- акростих(ребусная поэзия).

Поэтические состязания. Поэтому модна античность, как дух древности.

"от реального к реальнейшему".

Реальнейшее-это пространство культуры, пространство искусства. Человек-существо, которое одновременно пребывает в нескольких мирах(мир земной и мир духовный-воображение, искусство).

Настоящий противник- жизнь. Нужно уйти от обыденности, от жизни.

Это эпоха, когда разные идеи и разные направления сосуществуют. Не сменяют друг друга во времени. Это создает ощущение напряженного времени. При всей напряженности в полемике нет четкой границы между направления.

Время манифестов, время бурной журналистской деятельности.

Писатель становится знаком времени.

Очень сильно символизировалась хронология.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: