double arrow

Симфонии белого

Описание того или иного времени через автора.

В символизме в центре- символ. Символ то особый вид тропа. Все символы сосуществуют вместе.

Эпоха театра. Разнообразие форм. Эпоха когда люди стремятся к театральному поведению. Человек чувствует что он на виду. Уже нет частного человека. Для Пушкина существовала граница между жизнью и искусством, чего не существовало у писателей серебряного века.

20.11.12

Символизм

1е из течений Сер. века. Ка символизм отличается от декаданства

(кон 70-нач 80гг, симбиоз движений, противопоставляющие себя традициям прошлого времени. ВАЖНО:выражение алттернативного, отивопоставление идеологической и образной системы ошлому веку. Наиболее яркое движение затронуло Францию и Германию(центры декаданского мира).

Декаданс затрагивает литературу, семиотику бытового поведения, живопись, музыку. Наибольшее влияние на русскую и на весь литературный процесс окажет Бодлер и его поэтическая школа. В этой традиции в Бодлара активно разворачивается эстетика смерти(увядания). Декаданс связан с нисхождением. Главная идея- преодолеть дистанцию от низа к верху(идеалу). Сама дистанция подчеркивает недостижимость идеала. Отсюда эстетика безобразного В том что видилось отвратительно нужно найти другое начало, увидеть светь в темноте или показать что темнота прекрасна. Таким образом человек преобретает перспективное зрение, возможность видеть в разных направлениях. Декаданс занимался в большей степени практикой(показать, рассмотреть). Одно из культовых стихотворений этого направления: задача нового направления- взять узнаваемые вещи и сделать их не приторными, а превратить это в нечто новое; показать что между формой красоты и формой безобразного нет границы. Визуализация страсти в стихотворения передается образному ряду смерти и объединяетя любовь и смерть. "любовная отрава, смертельная любовь".)

Это почва на которой начинает развиватьсяя русский символизм. Русский символизм с самого начала показывает свою особось, отдельность от декаданских настроений.

Русский символизм начинается с манифестов:Мережковский и сборники Брюсова 1904-1905, после этого русский символизм начинает завоевывать свое пространство. Символизм ориентируется на философию. Философские основы искусства очень важны. В первые десятилетия философская традиция активно развивалась.

Старшие символисты(90годы)-Мережковский,Гиппиус,Брюсов, Бальмонт

Младшие символисты(1900-1910)- Владимир Соловьев, Блок, Белый

Пздний символизм( после 1910 года)- после 1910 года(кризис символизма) символизм из литературного направления превращается в стиль и уже используется на уровне иема->можно говорить о символистких мотивах.

Философия старшего символизма: Мережковский, Гиппиус. 1890е (до 1901-1902). Философия тесно связана с религиозной философией. Это попытка создать религиозное искусство. Все устремления Мережкоского близки к Толстому. В основе- идея создания идеологического искусства на основе современности.

Для Мережковского- в основе искусства должна лежать идея Бога. Позитивизм(Мережкосвский)-нужно иссеуство, которое будет активной силой. В качестве идеи- религия. Тогда искуссство-это способ знания мира. Искусство сможнт сделать то что не может наука. Но! Наука занимается частностями, но не может ответить на вопрос "в чем смысл жизнь", а без этого общего вопроса и общего понимания все другие разговоры имеют факультативный характер. Очень важно доя символизма- ответ на такой вопрос не может быть дан на основе слов(не трактат, не эссе). Искусство обладает особым символическим языков. Тогда как слово логическое(научное) есть всегда лишь только некоторый ряд значений.

В разработке такого общего языка можно опираться на прошлый опыт.

Основная идея- знать бога посредством искусства. Очень многие стихи Мережкоского и Гиппиус будут связаны с богом.

Характере научный, позитивисткий запал.

Искусство символизма- универсальное искусство,не связанное с культурой. Установка на космополитизм т нужно уйти от индивидуального. Первично сознание. Чем шире символистский язык, тем шире сознание. Нет гриц, нет ступенчатости, есть единое неделимое пространство-наследие декаданса. Мир существует только как целостность.

Искусство раннего символизма не создало еще большой школы и возможно вообще прошло бы бесславно, если бы не появлялись поэты, которые не будут такими последовательными учениками. Один из таких людей это Валерий Яковлевич Брюсов.

Уже в этой эстетике не будет акцентированности на эстетику безобрасного. У Брюсова главное - неожиданности сближения, неожиданность образом. Может быть основано на образах и на их звучании. Последнее представлено Константином Бальмонтом. Бальмонт- фонетический символист. Это один из самых лучший примеров звукописи. На сбжетном уровне произведения невпечатляющие.

Малосимволизм.

На смену таким экспериментам в начале 1900 приходит обособленный символизм.

Александр Блок и Андрей Белый входят в литературу юными ис оформленной идеологией и мировоззрением. Они берут Соловьевский сюжет и разрабатывают его в микросюжетах. Главное что сделал символизм - это эти действия.

Символизм сходит на нет из-за большого количества подражателей.

Сюжет соловьева- один; инструментарий поняте->тексты получаются, напоминающие блока и белого.

Сами младосимволисты переживают кризис. Кризис себя как поэтов символистов- как оказалось символизм имеет конец и некуда развиваться и все Методы исчерпаны. Оказалось что символизм статичен. Эта внутренняя облема символизма привела к появлению новых течений.

В. Я. Брюсов.

1873-1924

Сборник "Русские символисты"

Творчество

Эмалевая стена- печка. На жтой печке есть тень от латаньи, фиолетовые руки- тень рук.

Главное-постараться поразить читателя.

Моностих

"О прекрой свои бледные ноги"

Брюсов никогда не стеснялся сделать свое поэтическое я частью мира в котором он живет.

2 сюжета: поэтического контекста и пожтический сюжет.

Резонанс-провокация поэтическая.

Сборник "Шедевры"(по французски)

Сборник "Это я"(по латыни)

Брюсов известен как переводчик. Переводил грузинскую поэзию.

Писал прозу, стихи, выступал как историк, как публицист.

Движение внутри творчества Брюсова похоже на Броуновское движение. Брюсов как создает себя в начале так и всю жизнь эту позицию и проносит.

Максимов называл Брюсова человеком позиции, Блок- человек пути.

Уже в ранних Брюсовский стихах- возникают его темы. Лирический герой- одинок среди обыденности. Конфликт героя и толпы брюсов один из первых поэтов урбанистов. Город не конкретизирован; город как мир. Всегда Брюсов будет пытаться через реальное сложить невероятное и экзотическое "увидеть внутруннюю сущность реальности".

Наиболее частая практика через которую человек может этого достичь- сон- проводит от одго мира к другому

Тема назначения поэта. Искусство ради искусства.

Любовная лирика. Много эротизма, но чувственный.

Смерть - как героиня его стихов.

Брюсов стал разрабатывать технократичемкую поэзию. Отстаивает практику жизни.

Роман огненный ангел.

Брюсов оставляет мемуары.

Брюсов эксперементирует размерами. Появляются очень необычные хореи. Пытается создать сверхдлинный хорей. Основное техническое соревнование между Брюсовым и Белым.

Метрика очень статична(ямб, хорей, дактиль).

Занимается экспериментами со строфикой. Триолет- чередование стихов и частей стихов. Пишет терцинами( Данте). Октавы. Сонеты.

/М. Л. Гаспаров "русский стих серебряного века с комментариями"- примеры необычных стихотворных форм/

Брюсов делает сонет более свободным. Наслаждается пластичностью языка.

Брюсов - издательство "Скорпион". Сохранил издательство как явление- с Горьким один из создателей и инициаторов издательства всемирной литературы.

Андрей Белый

(Борис Николаевич Бугаев)

1980-1934

Яркий, активный деятель серебряного века.

Поэт, прозаик, почти драматург, романист, публицист, идеолог.

Главное отношение-дружба и полемика с Блока. Блок-первый соперник Блока.

Романтическая устремленность к достижению идеала. Пафос не в идеале а к самой устремленности передать напряженность устремленности - главное. Искусство- служение идеалу.

Смысл: считает музыку высшим искусством.

Общий смысл восприятия музыки у людей есть. Это говорит о том что есть духовно единство мира. Значит в литературе нужно создать форму похожую га музыку. Автобиографическое произведение.

Проза, которая насыщена приметами стиха: ритмизация, фоническая организация- не стих и не проза, элемент повествования+литература настроения. Много разных мотивов которые звучат вместе.

04.12.12

Александр Блок

Серебряный век- эпоха Блока. Наиболее последовательно пытается соединить общие философские основы искусства с поэзией. Для него это соединение необходимо и гармонично. Пытается создать текст, который бы выходил за границы понятия искусства. Для него есть понятие текст культуры.

Один из первым создает универсальное слово. Это слово распространен в 20 веке, когда художественный и нехудожественный тексты совмещаются.

В 1910 году Блок напишет специальную статью-эссе "Рыцарь и монах", посвященную Соловьеву. Любое слово должно связывать в себе смысл эстетический, исторический, философский и публицистический. Пытается соединить искусство и жизнь.

Собственная жизнь-поле для эксперимента. Искусство служит для того чтобы выстроить жизнь. Все творчество Блока мы воспринимаем как один универсальный текст.

Лирика Блока - трилогия, лирический дневник. И все что написано после 1911 все равно примыкает к этой трилогии.

Начинается творчество с цикла " До света"- юношеское.

Цикл "Стихи о Прекрасной Даме". Более зрелое. Прекрасная дама- вечная женственность, сосредоточенность всех сил, воплощение всех движущих сил мира, духовных сил. Это все идеалы которые в разные эпохи идеализировали. Основной сюжет - встреча с этим прекрасным и мудрым началом. В этом ожидании встречи проходит жизнь. Очень важный мотив мотив порога. Заря-момент перехода. Пороговые детали-главное наполнение блоковской поэзии. Герой стремится к встрече но не может этой встречи достигнуть.

Главный источник символизма- романтизм(невозможность достигнуть высшего мира). Романтизм строится как бинарная оппозиция(верх и низ). Символизм- многоступенчатость(переходы в небесном и земном)- важно движение сквозь одно в стремлении к общему универсу, а не оппозиция верха и низа. Это движение изображается в первом томе

У Блока нет идеальной земной женщины. Идеальная женщина- шаг к тому чтобы через это земное увидеть небесное. Поэтому Блок смотрит сквозь возлюбленную. Возлюбленная в лирике - персонаж бестелесный и даже не гендорный, не женское а ангельское - душа, в которой нужно встретиться, к которой нужно присоединиться. Но эта встреча. Не происходит - и это катастрофа. Это изображено во 2 томе.

Самое страшное - можно принять за встреча то что встречей не является. Череда обмана. Во втором томе блуждания, одна обманка ведет к следующей обманке. Герой спускается из чистилища в ад, пространство заоса. Выход - один: примирить можно через подключения исторического видения.

3 том- истерия, тема России, тема истории. Рождение человека общественного - герой позднего Блока(3том). Общественный человек- собственная философия история. У Блока много от Толстого. Философия истории строится на идее музыки - попытка соединить общее символистское мировоззрения с постсимволизмом. Музыка - основа, выражение мирового смысла и гармонии; не имеет конкретики слова. Музыка - начало мира. Музыкальное начало мира - будущее мира.

Блок очень традиционен в стихосложении. Много классических размеров, классических эпитетов, классической топики. Устремленность к новой жизни через самопожертвование- общий мотив, который объединит писателей серебряного Века.

Кризис символизма 10-11 годы. 1911- утверждение новых течений, который позиционируют себя как смена символизма.

Акмеизма

Футуризм

Акмеизм

Сначала появляется объединение "Цех поэтов". Гумилев создает ее как новую поэтическую школу. Идея этой школы связано у Гумилева с оппозицией символизму.

1910- смерть Коммисаржевской, Врубеля, Толстого - смерти говорят об окончании 19 века, об эпохи, конец символизма- окончание классической эпохи. Мир начинается как бы с нуля. Это чувство нового мира важно для футуризма и акмеизма. Они столько спорят с символистами но строят новый мир

Адамизм- дети адама(сотворяем заново человеческую цивилизацию) второе название акмеизма, больше нравилось Гумилеву.

Суть полемики символизм/акмеизм: бунт утвари, бунт предмета. Человек должен вернуться в мир как в дом, нужно выстроить дом человеческой цивилизации как дом культуры в слове и искусстве. Пафос акмеизма- перестроить не отрицая прошлого. Важно чувствовать себя хозяином. Защищенность домашнюю(акмеизм)/человек в пространстве космоса, незащище(символизм)

Нужно чтобы слово значило то что она значит-пафос акмеизма. Акмеизм сохраняет предметность и душу этого слова, предмета. Домашний мир возникнет тогда когда отношение к культуре тоже должно быть домашнее. Культура одомашнивается.

Больше всего такое соединение культур и пластов, одомашнивание - Мандельштам.

/гумилев: "я пришел чтобы прожить жизнь полной жизнью. Для Гумилева в качестве дома - целый мир. Он путешествует по национальным мирам. Каждый из этих миров должен стать домом для человека. В каждом мире человек может и должен почувствовать себя как дома./

Акмеизм расширяет поэтический язык.

Ахматова

Псевдоним - характерная черта серебряного века. Это тоже жизнестроительство, конструирование собственного образа.

Поэзия- лирический дневник. Поэзия через полураскрытую дверь. Важна в своем камерном домашнем начале. Много деталей быта потому что это маркеры домашнего пространства, потому что герой это я. Все что происходит происходит в конкретном пространстве.

Это характеризует человека как человека включенного в жизнь земную. От ангельских высот переход к обычности. Это позволяет соединить вечный сюжет любви и универсальный сюжет неразделенность, неразрешимость любовного конфликта.

Передача психологического состояния через детали, через вещь(на правую руку надела, перчатку с левой руки)

Представители: Лодзински(уход в переводы); Толстой(ранний, затем проза); Ходасевич

Для Акмеизма важно вернуть культуре ее содержание, вернуть слову его смысловую конкретизацию.

Футуризм

Зародился в Италии.

Выходит ряд манифеста. Главное отличие/0- футуризм декларируют полный разрыв с традицией. Быстро абсолютизируется

Идеи:

Задача - разбить стереотип культурного мышления, сломать культурные установки. Поэтому - эпатаж. Нужно разрушить в сознании весь автоматизм восприятия, мышления. Тогда возникнет будущее, будущее начинается с разрушения.

Футуризм много занимается практикой, которая с их точки зрения отставала. Нужно не говорить, а дать пример. Нужно предметность внести в жизнь. Нужно визуализирлвать идею(оппозиция символизму). Нужно все смыслы и значения перенести в визуализированный ряд. Нужно сделать мир осязаемым.

Образы должны быть даны крупным планом и дальше все возможные метафорические ассоциации эмоционального содержания перевести в визуальную картинку.

Для футуристов была важна презентация своих произведений. Делаю рукописные сборники своих стихотворений(подчеркивается сделанность вещи). Проходят концерты футуристов- много гастролируют(больше всех). Это окончательная стадия создания текста.

"мы не Работаем на будущее а будущее привносят в настоящее". Работают и живут так будто будущее сейчас.отсюда желтые кофты и привлечение внимания. в этом будущем важен пафос что это будущее будет.

Футуризм невозможен без публики.

Проза серебряного века

Проза не так четко разделяется на группы. Но есть некоторые тенденции

Неореализм.(Короленко, Горький,) важна установка на правдоподобие, типичность, характерность, психологизм. Причинно-следственная связь

Экспрессионизм. (Леонид Андреев-не ранний). Гипертрофированная эмоциональная насыщенность текста. Изображение утрированное страсти. Освобождение от причинно-следственного детерминизма. Переход к условному языку.

Лирическая проза. (Бунин). Характер и способ письма. Характерно использование системы лейтмотивов и через них выстраивание сюжетов, персонажей.

Символистский роман. Существует внутри символизма.

Нет единого классификационного начала.

11.12.13

Символистский роман.

Проблема романа русского символизма связанаис классическим романом

Художественный филологизм(Лесков)

Лесков работает со словом как филолог, показывая этимологию слова(барометр-буреметр), риторические возможности.Используют народную этимологию. Роман русского символизма учитывает традиции лескова и традиции классического романа.

Роман-жанр предде всего эпический и обращен к реальности. Это интерпретации реальности.

Роман Толстого-роман, который создает миф об истории.

Лермонтовский роман-рмоан о человеке 30годов->есть связь с конкретной исторической эпохой. Это подвергается переосмыслению в романе символизма.

Для символизма искусство-путь к реформирования жизни. Это миропонимание символизма ->от реального к реальнейшему.

Романная форма трудно адаптируется к этой традиции, т.к.роман в центр ставит героя. Поэтому роман не предполагает включения отвлеяенных смыслов.

Символизм развивает символический подтекст романа, делая его основным содержанием. Нужно показать как в рамках романа, в изображении человека мы можем постоянно просматривать реальное содержание.

Символизм претендует на реальное изображение мира(как достоевский) с помощью символистской традицией.

Символизм понимал что человек не может стоять на месте. Он проходит испытания, но остановиться он не может.

РРС очень разный внешне роман. Много романа.

Мережковский. Исторический роман->провал. христос->антихрист.

Трагедия для символизма-главный жанр.

Брюсов: "огненный ангел"

Сологуб - старшие символисты наиболее известен из нго творчества его роман. Ставит своей задаей показать земную жизнь как отражение высшего смысла. "я вижу эту земную жизнь, как искаженное отражение идеи". Но в земном мире не может быть дьявола, демона, беса. Может быть только мелкий бес. Бунт отив материального. Мотивы одни и тте же: жизнестроительство, дом но! Дом остается центром у сологуба, но дом отвратителен. Дом не мой->не я хозяин своего пространства и судьбы. Не вызов миру, не пощечина обществу а мелкий беспредел.

Сологуб строит роман как зеркало(подробное) высшего символизма. Есть своя прекрасная дама- княгиня Волчанская. Передонов живет в ожидании встречи с прекрасной дамой. взаимоотношения востока и запада. Лестница ведет не наверх а в пустоту. Чем больше мывидим тем страшнее жить(традиция сологуба)

Главный образ символизма- Недотыкамка. Это суть мира в страшном образе. Это Пустота.

Андрей Белый.

Самый известное произведение - Петербург. Философский рон Белого: что я думаю по поводу истории, как это может быть выражены, мой ответ Толстому и Мережковскому.

Если символизм- миропонимание. Значит я возьму роман и в рамках романа я продемонстрирую литературу как миропонимание.

Сюжет- о то что любое истрическое событие, любой человек есть участник общей космической мистерии.

Роман построен как система концентрических кругов.

Петербург столица России->есть столица есть не столица(проекция пространства). Организация пространства Петербурга очень подчеркнута в романе. Центр СпБ - космос, это порядок. Порядок - власть->попытка упорядочить, подчинить весь хаос русской жизни. Концентрические круги показывают что проблема упорядоченности могут просматриваться на любым объемах и объектах.

Действие романа проичходит и вне Спб.

Максим Горький

Неореализм.

Ранне творчество -90 годы.

Ранний горький-до 1917.

Самый ранний - до 1905. горький малых форм. Начинает как прозаик.

Рассказы "Босятские рассказы". Центральный персонаж Горькова тех лет - босяк.

Большое впечатление - философия Ницше->сверхчеловек.

Зарактеризуется как неоромантищм(ранний горький) и как неореализм. Неореализм- потому что горький при разных особенностях своего стиля вводит в свои оизведения большое количество жизненных подробностях. У него пного социального мира в тексте- много атрибутов в тексте.

Горький-писатель который связал свою судьбу с революцией. Горький стремился к тенденциозности своих текстов и в жтом плане мог бы выступать как продолжатель толстовской традиции.

У горькогоконцепция революции менялась на протяжении его творчества.

Горький<->октябрька революция. Пишет книгу: "Несвоевременные мысли" оппоринует "Окаянным дням"Бунина.

1936г- смерть.

Дореволюциооный Горький.

До 17-18 гг история Горькова- любопытная.

Ранний Горький с 1892г до 1900г. 1892-первое произведение. Время-начинающийся символизм, модернизские течения, декаданс,. Горький вписывается в то движение и для ранней его поэтики важно что он входит в это движение не только текстами но и как определенная фигура в эпохе. Он всегда занимался самопрезентация(как и футуристы). Для эпохи характерна театральность культурной жизни в целом.

Горький н с самого начала позицин рует себя как самородок, как писателя- самоучку; сама природа заговорила поэтическим языком->естественность->толстовский след к естественности литературы.

Благодаря своему поведению и имиджу Горький бытро входит в общество-> затем этот путь переймут футуристы.

Горький писал много, но писал очень неровно. Главное - он не переживал по этому поводу.

Запоминаются теасты- в текстах появляется новая тональность, специфический пафос по отношению к человеку и его месту в мире.

Почему неоромантизм(?)- на фоне общей апатии, нытья, серости возникает утверждение о том что человек может, прекрасен, спокоен, могучий. У повествователя Горькова нет рефлексии о судьбе человека в мире. Он рассказыает о человеке с его потенциалом в его ближайшем будущем. Задача- раскрывать возможности человека. Нлавное - человек талантлив и талантливы вбсолютно все. Героем может быть каждый. И необходимо этот талант показать (талант: Челкаш-талант хорошего вора). Как увидеть талант- нужна литература потому что лит. это точка зрения на мир. Важна точка зрения и через эту точку зрения и определенный ракурс создается образ человека-> романтизм.

Важная задача(больше модернизм)- нужно внушить человеку что он лучше чем он сам о себе думает, внушить что он талантлив. Горький опирается на ницшианские идеи.

Герой-босяк - это богочеловек. Человек почти равено богу. Установка Горького- показать что человек может.

Чтобы эта система работала необходимы "подпорки". Проблема мотивировки мало интерессует Горького. Сказки- не предполагают мотивировки. Сказка легко вписывается в жизнь, житейские детали входят в область сказочного мира->неореализм(не о том что есть а о том что может быть, на ято можно посмотреть).

Для горького соцреализм включает в себя романтику(тк задача нового искусства поднять человека над самим собой).

+очень много житейских впечатлений.

" я пришел в мир чтобы не соглашаться".

С босяка Горький начинает, но этот герой не может существовать всегда.

Горький находит возможность для развития этого героя. "Фома Гордеев"- новый герой, вклад в русскую литературы. Герой типа выламывающейся личности. Горький уменьшает сказочный ореол. Есть человек который вроде внутри своей среды,но этот человек чинает ощущать протест оив жизни. Отчасти - этический протест(неуспокоенная совесть), этот образ составит горьковскую славу с точки зрения литературы. Появляется герой невписывающийся в среду и никак это не мотивировано. Важно что горький наодит такого герой среди самой стабильной среды- среднего класса- основная тема следующего периода. Если есть недовольный среди среднего класса значит начинается социальная катастрофа.

2 период творчества Горького- драматургия 1901-1907

Горьковские пьесы ставятся до сих пор. Чехов начинает русскую драму.

1901-мещине

1902-на дне

1904-дачники

1904-дети солнца

1905-варвары

1906-враги

Центральная тема для Горького - мещанство. Для островского купечество =купечеству. горький: пишет "заметки о мещанстве", мещанство не социальный класс, мещанство это способ отношия к миру, мережковский-мещанин потому что он занается не жизненноважными вопросами а проблемами богостроительством и жизнеустройства. Тот кто устраняется от современной жизни - не мещане. Нужно чтобы отношие к жизни было конкретно определено.

3период творчества горького 1909-1917

Обращается к теме родины, россии народа, отвечаяна полемику о судьбах россии,о роди ее. Он предлагает Сытину(крупнейший изатель+издательство маркса) издать историю русского народа, а он ам будет продюссером.

Цикл По Руси, сказки об италии, русские сказки-три цикла рассказов. Внутри этих циклов возникают судьбы и проблемы народа. Это проблема не только национальная. Талантливость народа- тема тоже существует. Самое главное - люди разные.

1908г

Пишет тему исповедь. Есть тема богоискательства и богостроительства. Дает своб концепцию бога.

Детство, в людях, мои университеты- автобиографическая трилогия.з

Леонид Андреев

Наппряженные отеошения между Андреевым и Горьким. горький протежирует Андреева.

"Баргамот и Гараська"

1898г.

Пасхальный рассказ- к празднику, рассказ о том как человеку было плохо но случилось чудо.

В рассказах адренва есть действительность, житейские детали. ПоВляются утойчивые для Андрее ва мотивы: специфический мрачный тон повествования,

"Петька на даче"

Свет событий закончится тьмой.

"Ангелочек"

Мальчику подарили игрушку которую он зотел но он засыпает и ангелочек тает на печке

Страница PAGE 1 из NUMPAGES 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: