☼ Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. В своих знаменитых апориях («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела») Зенон указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Речь идет о так называемых апориях Зенона, или примерах затруднений, возникающих на пути мышления, если оно признает существование небытия и следствия такого признания — движение и делимость бытия. Зенон доказывал то, что явно противоречило очевидности — он говорил, что летящая стрела на самом деле не летит, ибо в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается. Он утверждал, что быстроногий Ахилл не сможет догнать медлительную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи. За этими парадоксальными рассуждениями, несоответствие которых данным человеческих ощущений не подлежит никакому сомнению, обнаруживается все то же представление о несовместимости пути истины и пути мнения, с констатации которого начинает свое философское построение Парменид.
Сам Аристотель отделяет «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.
Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает вывод о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является искусством диалектики.
☼ Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля.
Гегель понимал под диалектикой метод познания, который учитывает противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. В диалектике идей Гегель гениально угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию.
☼ Автором материалистической диалектики XIX века был К. Маркс. Он построил диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания. В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но гносеологическое учение, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут.
☼ Диалектика сегодня понимается как учение о всеобщей связи и развитии, как метод познания, противоположный метафизическому. Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, главными и второстепенными, явными и скрытыми и т.д. Все виды связей взаимодействуют между собой. Современная наука располагает многочисленными данными, которые подтверждают взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Животный мир связан с растительным, с окружающей средой, растительный мир – с неорганической природой, Солнцем и т.д. Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира.
☼ Диалектика есть учение о всеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления. Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются все ее элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Так как в мире развивается все, то развитие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения. Развитие противоречиво, оно представляет собой неотъемлемое, коренное свойство действительности.
☼ Различают два вида диалектики: объективную и субъективную. Объективная диалектика – это диалектика самого объективного мира, природы и общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Эту объективную диалектику люди изучают и познают. Субъективная диалектика – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективность диалектики заключается в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта) в формах мышления – понятиях, суждениях, умозаключениях. Следовательно, субъективная диалектика вторична, а объективная – первична. Субъективная диалектика как отражение объективной совпадает с ней по содержанию, так как обе они подчинены всеобщим законам.