Диалектика как концепция развития

☼ Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собе­седника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. В своих знаменитых апориях («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела») Зенон указал на противоречивость конечного и бесконечного, пре­рывного и непрерывного. Речь идет о так называемых апо­риях Зенона, или примерах затруднений, возникающих на пути мышления, если оно признает существование небытия и следствия такого признания — движе­ние и делимость бытия. Зенон доказывал то, что явно противоречило очевидно­сти он говорил, что летящая стрела на самом деле не летит, ибо в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается. Он утверждал, что быстроногий Ахилл не сможет догнать мед­лительную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи. За этими парадоксальными рассуждениями, несоответствие которых данным че­ловеческих ощущений не подлежит никакому сомнению, обнаруживается все то же представление о несовместимости пути истины и пути мнения, с конста­тации которого начинает свое философское построение Парменид.

Сам Аристотель отделяет «диалекти­ку» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.

Платон определяет истинное бытие как тожде­ственное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает вывод о том, что высшие роды сущего могут мыс­литься только таким образом, что каждый из них равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и мно­жественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоит­ся и движется. Противоречия есть необходимое условие для по­буждения души к размышлению. Это искусство и является ис­кусством диалектики.

☼ Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля.

Гегель понимал под диалектикой метод познания, кото­рый учитывает противоречивость мира, его постоянное измене­ние, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественное пре­вращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание от­жившего и утверждение нового. В диалектике идей Гегель гени­ально угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружаю­щего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, кото­рая в процессе саморазвития стремится к самопознанию.

☼ Автором материалистической диалектики XIX века был К. Маркс. Он построил диалектику на основе мате­риалистического понимания исторического процесса и развития познания. В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тожде­ственны, отличаясь только по форме. Материалистическая диа­лектика не только онтологическое, но гносеологическое учение, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития и в них, как тенденция, заложе­но их будущее, то, чем они станут.

☼ Диалектика сегодня понимается как учение о всеобщей связи и развитии, как метод познания, противоположный метафизи­ческому. Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимо­связано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отноше­ние между предметами и событиями, когда изменение одного ве­дет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случай­ными, внутренними и внешними, существенными и несуществен­ными, главными и второстепенными, явными и скрытыми и т.д. Все виды связей взаимодействуют между собой. Современная на­ука располагает многочисленными данными, которые подтверж­дают взаимную связь и обусловленность явлений и предметов дей­ствительности. Животный мир связан с растительным, с окружа­ющей средой, растительный мир – с неорганической природой, Солнцем и т.д. Таким образом, всеобщая связь и взаимообуслов­ленность предметов и явлений составляет существенную особен­ность материального мира.

☼ Диалектика есть учение о всеобщих законах развития и изме­нения природы, общества и мышления. Принцип развития яв­ляется центральным, исходным началом диалектики, вокруг ко­торого группируются все ее элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь от­ражает это развитие. Так как в мире развивается все, то разви­тие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает ка­чественные изменения. Развитие противоречиво, оно представля­ет собой неотъемлемое, коренное свойство действительности.

☼ Различают два вида диалектики: объективную и субъектив­ную. Объективная диалектика – это диалектика самого объектив­ного мира, природы и общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Эту объективную диалектику люди изучают и познают. Субъективная диалектика – это дви­жение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в созна­нии объективную диалектику. Субъективность диалектики зак­лючается в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта) в формах мышления – понятиях, суждениях, умозак­лючениях. Следовательно, субъективная диалектика вторична, а объективная – первична. Субъективная диалектика как отраже­ние объективной совпадает с ней по содержанию, так как обе они подчинены всеобщим законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: