М. Ю Лермонтов

Лирика М.Ю Лермонтова

Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период. Одно из первых произведений, появившихся в печати, была поэма “Хаджи Абрек”, опубликованная без ведома автора в 1835 году. По воспоминаниям одного из мемуаристов, Пушкин, прочтя поэму, высоко оценил ее и предсказывал поэту большое будущее. Широким читательским кругам имя Лермонтова стало известно после разошедшегося в многочисленных списках его стихотворения “Смерть Поэта”.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Эти гневные и трагические строки прозвучали в траурные дни гибели А. С. Пушкина. В эти дни Россия вновь обрела великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма.
Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях “личность” и “судьба”. Лермонтов исследует сложный духовный мир человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека.
Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.
К раннему периоду творчества поэта относятся произведения, созданные не без влияния великих мастеров слова. Поэтому не случайным кажется нам его сопоставление себя с Байроном:

Нет, я не Байрон, а другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник.
Но только с русскою душой.

В этом лермонтовском стихотворении уже звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего предназначения и одиночества. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо отметить вышеупомянутое стихотворение “Смерть Поэта”, созданное в состоянии аффекта, которое вызвала смерть Пушкина. В этом произведении Лермонтов гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоча русской поэзии. Последние строки напрямую направлены против правящего режима, который автор считает также виновным в гибели Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи1.
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи...!

В своих лирических размышлениях Лермонтов реалистически подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. Остро и трагически прозвучала эта -тема в стихотворении “Дума”, своеобразной поэтической ис поведи. Высказывая общее суждение о поколении 30-х годов, Лермонтов с нескрываемой болью говорит о пассивности современников, пустоте и бесцельности их жизни:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...

Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью пишет о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

В лирических произведениях Лермонтова постоянно возникает тема одиночества. Звучит она и в произведениях, на первый взгляд посвященных природе. В этой природе все подчинено тем же законам, что и в человеческом мире. Достаточно простого перечисления, чтобы понять, что поэтические образы, рожденные личностью поэта, отражают судьбу одинокого человека, самого Лермонтова: “парус одинокий”, “стоит одиноко сосна”, “одиноко стоит” старый утес. Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу...” проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, подчеркивающие мысли об одиночестве. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...

В поздней лирике Лермонтова природа часто изображается умиротворенной и умиротворяющей, воплощая собою совершенство и гармонию. Особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Но гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом,
Что же мне так больно и так трудно?..

Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит и теме любви в лирике Лермонтова. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство. Вот почему в его стихах не встречаются строки о счастливой взаимной любви — любовь приносит не радость, а грусть и страдания.
В стихотворении “Нищий” мы читаем:

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Аналогичные переживания отражены в стихотворении “(Я не унижусь пред тобою...)”:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам...

Положительным идеалом поэта являлась родина. С признательностью русскому народу и с восторгом пишет Лермонтов о сражении в стихотворении “Бородино”. Рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи (“постой-ка, брат мусью”) подчеркивает уважительное отношение поэта к простому солдату. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических настроений:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага. Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною...” Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...” В этих словах упрек настоящему поколению великого прошедшего, полного славы и доблести:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Любви к родине посвящено в стихотворение “Родина”:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...

Все мило для поэта: “и дымок спаленной жнивы”, и белеющие березы, и избы, покрытые соломой.
Лирические произведения Лермонтова отражают глубину восприятия им окружающей жизни, душевные переживания поэта и богатство его внутреннего мира.
Поэзия Лермонтова —: исповедь независимого и свободного духом человека, отданного во власть деспотизма. В его творчестве заключен страстный призыв к мятежу, к подвигу. Его “железный стих, облитый горечью и злостью” в известной степени подготовил поэзию Некрасова, став как бы мостиком между Пушкиным и великим певцом “мести и печали”.
Л. Н. Толстой находил у Лермонтова необычайную глубину нравственного чувства, дух поиска истины.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Нет, я не Байрон, я другой..."

Стихотворение написано в 1832 году.

Метод — романтизм.

На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие вы­дающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Темой стихотворения яв­ляется обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Здесь он, с одной стороны, не отвергает внутреннего родства с Байроном: оба поэта предстают в стихотворе­нии как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Байроном избранничество («Еще неведомый избранник...»). Но в то же время в стихотворении намечено не только сопоставление с Байроном, но и противопоставление ему. Судьба поэта «с русскою душой» более трагична:

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит;

В последних строках стихотворения подчеркнута незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта:

...кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или Бог — или никто!

М. Ю. Лермонтов - известный русский поэт. Его жизнъ была короткой и яркой, как вспышка молнии, - он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохняве-ния и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная болъ поэта. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях - отношение к окружающей действительности, внутренний мир поэта. Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, в его стихах возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая». В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

  • Ночевала тучка золотая
  • На груди утеса-великана...

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

  • Утром в путь она умчалась рано.
  • По лазури весело играя...

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

  • Но остался влажный след в морщине Старого утеса...

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

  • ...Одиноко Он стоит, задумался глубоко,
  • И тихонько плачет он в пустыне.

Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой - это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» - так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь...умчалась рано», «по лазури весело играя».

Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.

Стихотворение Лермонтова "Листок"

Стихотворение написано в последний год жизни поэта — 1841.

Образ гонимого бурей листка появился в европейской литературе в конце 18 века и стал символом судьбы политического изгнанника. М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Оторванный «от ветки родимой» листок у поэта также является символом человека, вынужденного искать себе пристанище.

Основные мотивы «Листка» — мотив одиночества, свойственный всей поэзии М.Ю. Лермонтова и мотив побега, который так же встречаем мы во многих произведениях поэта (например «Мцыри»). Лирический герой не принимает действительность «отчизны суровой» и стремится вырваться из нее.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь...

Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен.
Сравнивая себя с листком, который "оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял он от холода, зноя и горя и вот, наконец, докатился до Черного моря", поэт сразу переходит к теме любви, аллегорически воплощенной в молодой чинаре. Это дерево стоит у моря, на его ветвях "качаются райские птицы", у его корней он ищет приюта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: