Исторические типы метафизики и диалектики

Развитие

Детерминизм

Системность

Исторические типы метафизики и диалектики

ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Еще с древности люди заметили, что всем предметам и явлениям мира присущи как изменчивость, так и устойчивость. Первоначально, в мифологическом мышлении, господствовала идея круговорота: изменение есть, а развития нет, царит вечное повторение. По мере развития теоретического мышления постепенно сформировались два подхода к пониманию процессов, происходящих в мире – диалектика и метафизика.

Обыденному мышлению свойственно стремление видеть мир устойчивым, постоянным, надежным и подозрительное отношение к переменам. Но философские основания метафизики коренятся не в этом вполне понятном настроении. Древнегреческий мыслитель Парменид утверждал, что бытие есть, а небытия нет, следовательно, ничего не исчезает и ничего не появляется. Мир – это вещественный шар, в котором нет пустот, а, значит, нечему и некуда двигаться. Как видим, в данном случае, отрицание движения вытекает из глубоких раздумий об устройстве мироздания, имеет онтологические основания. Его ученик, Зенон, исходил из гносеологических соображений – теоретической невозможности обоснования движения. Для доказательства своей позиции он сочинял задачи-апории. Например, апория «Стрела»: «Движущаяся стрела покоится». Если путь стрелы разбить на мельчайшие отрезки, а время полета – на мельчайшие мгновения, то в каждый момент времени стрела находится в какой - то точке пространства, т.е. покоится – как же из суммы покоев может получиться движение? Парменид и Зенон считаются родоначальниками метафизики, но одновременно своим учением они дали мощный толчок развитию науки.

Следующим этапом развития метафизики было Новое время. Естествознание, бурно развивавшееся в эту эпоху, как бы «останавливало» мир, чтобы лучше изучить, классифицировать его, это был естественный и неизбежный этап в развитии науки. Философия же того времени абсолютизировала этот подход, была метафизической, механистической. Развитие не признавалось, признавалось только движение как повторение, движение по кругу. Постепенно открытия в самой науке расшатывали такую точку зрения: гипотеза Канта - Лапласа о происхождении Вселенной из первоначальной туманности, учение Дарвина о происхождении видов и т.д.

В конце 19 – начале 20 вв. появилась т.н. неометафизика. Это теории «плоской эволюции», которые признавали только постепенные изменения, без скачков, и теории «творческой эволюции», которые абсолютизировали взрывообразные скачки, катастрофы как основу существования мира. И в том и в другом случае развитие понимается неполно, односторонне, а значит, неверно.

Может быть, споры о сущности движения носят сугубо теоретический характер и далеки от насущных потребностей людей? Ничего подобного! Казалось бы отвлеченные рассуждения о «сущности мирозданья» оказывают непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь, ведь люди действуют, исходя из того, что они считают правильным. Сторонники «плоской эволюции» единственным путем улучшения жизни считают постепенные реформы и противятся назревшим нововведениям, что чревато застоем, а то и смертью социального организма. Сторонники же «творческой эволюции» зачастую выступают приверженцами экстремизма, левацкого авантюризма, что тоже опасно.

Приведите примеры проявления этих позиций из истории и современной российской и международной политики.

Противоположностью метафизическому взгляду на мир является диалектика. Ее родоначальником считается Гераклит. Мир для него – это поток изменений, борьба противоположных начал. Но изменения не хаотичны, в мире царит законосообразность, Логос. Древнегреческая диалектика стихийная, образная, это еще не теоретическая система, а, скорее, определенное мировидение.

Средневековая христианская мысль порождает идею направленного развития общества – от сотворения, через грехопадение к страшному суду. Но диалектичность этой идеи ограничена, ведь за пределами человеческого мира – вечность и совершенство бога, да и развитие человека идет по воле божьей.

В 18 веке в учениях Вольтера и Руссо появляется идея прогресса – неограниченного и свободного совершенствования, улучшения общества.

Подумайте, почему понятие «прогресс» появилось так недавно?

Почему оно появляется именно в Новое время? С чем это связано?

В немецкой классической философии, особенно в учении Гегеля создается грандиозная картина развития всего мира, в основе которого лежит развертывание Абсолютной идеи. Гегель превратил диалектику в стройную теоретическую систему, сформулировал ее законы и категории. Подхватив идею всеобщности развития, марксизм перевел ее в материалистическое русло: происходит саморазвитие материального мира, а наши идеи – только отражение этого процесса.

В 20 веке в рамках различных учений появляются новые разновидности диалектики – «трагическая», «негативная», «парадоксальная» и т.д. Как правило, эти варианты своим главным предметом делают рассмотрение неустранимых противоречий человеческой жизни, как социальной, так и душевной.

Человек, познавая мир, убеждается в многообразии свойств и связей предметов и явлений. Среди них он выделяет всеобщие, которые принадлежат всем материальным образованиям, всем явлениям мира. Понятия, в которых выражаются всеобщие свойства и связи, называются философскими категориями. Всеобщую взаимосвязь и развитие мира диалектика рассматривает через систему категорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: