Системность

Системность является характерной чертой материальной действительности, это означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.

Единичное и общее.

Долгое время в философии шел спор: одни утверждали, что реально существует только общее и оно дает начало неподлинным и преходящим единичным предметам (таковы «идеи» и материя Платона), другие настаивали на реальности только единичных образований, из которых мы в своем уме образуем абстрактные общие понятия (ощущения у Дж. Беркли). На самом деле ни общее, ни единичное не существуют как таковые, не обладают самостоятельным существованием. Самостоятельно существует отдельное (отдельные предметы, процессы, явления). Общее же и единичное существуют лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в то же время и единичное, и общее. Через свои неповторимые черты, свойства, оно выступает как единичное, но через стороны, повторяющиеся в других материальных образованиях, - как общее. Крайняя степень проявления единичного выступает как уникальное, а крайняя степень общего - типовое, стандартное.

С необходимостью различать единичное и общее встречаются не только ученые, которые стараются выделить в многообразии наблюдаемых явлений общее, законосообразное, но и люди в любых областях своей деятельности: врач, знающий общее строение человеческого организма, общие характеристики заболевания, для успешного лечения больного должен учитывать индивидуальные проявления и реакции каждого пациента; стремясь одеться красиво, каждый из нас решает непростую задачу, как, соблюдая требования моды, сохранить свою индивидуальность, неповторимость.

Допустим, что мир состоит из единичных, неповторимых вещей, событий, фактов. Какие следствия вытекают из этого допущения в практической, научной деятельности людей?

Сущность и явление.

Существуют различные уровни действительности: поверхностные, которые легко схватываются обыденным мышлением, и глубинные, для понимания которых нужны специальные усилия, теоретическая деятельность. Наличие этих различий и выражается в категориях «сущность» и «явление».

Сущность – совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития.

Явление – внешнее обнаружение всех этих сторон и связей.

Если бы сущность и явление совпадали, то наука была бы не нужна, а если бы абсолютно не совпадали, то познание было бы невозможно. Сущность дана нам только через явление, но нередко проявляется в нем в искаженном виде. Иногда это несовпадение очень сильное, и тогда мы говорим о видимости, кажимости. Явление богаче сущности, т.к. помимо того, что идет от сущности, в нем присутствуют новые черты, обусловленные внешними обстоятельствами. Наше познание движется от явлений к сущности, углубляясь от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Для примера давайте вспомним, что наши далекие предки когда-то считали молнию огненными стрелами разгневанного бога, в Новое время началось исследование электрической природы этого явления, для понимания природы электричества оказалось необходимо знание об элементарных частицах и т.д. Процесс познания этого природного явления продолжается, но уже накопленные знания имеют большое практическое значение.

Есть ли сущность в «несущественных явлениях»?

Выделите сущность и явление в следующих примерах: горение электрической лампы, заболевание человека гриппом.

Содержание и форма

Содержание вещи – это совокупность всех ее элементов, их взаимодействий и изменений.

Форма вещи – организация устойчивых связей между ее элементами, принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Любое содержание всегда оформлено, например, деятельность и взаимоотношения людей регулируются обычаями, традициями, правовыми нормами. Содержание играет определяющую роль, а форма – определяемую, но она обладает определенной самостоятельностью, относительной независимостью от содержания, оказывает на него активное воздействие – может ускорять его развитие, или замедлять его (если она не соответствует содержанию).

Сами понятия формы и содержания относительны. Например, производственные отношения являются содержанием по отношению к надстройке и формой – по отношению к производительным силам общества.

Приведите примеры из области науки, политики, идеологии и культуры, которые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать различную форму.

Часть и целое.

В науке Нового времени существовал принцип движения от изучения частей к изучению целого. Такой подход оказался чреват редукционизмом.

Редукционизм – методологический принцип, согласно которому высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к низшим формам.

Например, разновидностью редукционизма является механицизм, объясняющий устройство и функционирование мира законами механики, а потому отрицающий развитие. Само развитие науки привело к пониманию того, что целое не является суммой частей, т.к. в результате их взаимодействия и взаимовлияния появляются новые черты и свойства, не присущие отдельным частям. Мы не можем понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом, например, пытаясь понять сущность человека, мы должны исходить из того, что человек – часть общества, общественное существо.

Таким образом, в науке сформировался принцип системности, утверждающий, что в любой сфере деятельности люди имеют дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами. Следовательно, ход исследования должен идти от целого к частям.

Система, структура, элемент.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент – неразложимый далее (в данной системе) компонент сложных предметов. Это понятие относительно, т.к. нет абсолютно простых, далее неразложимых элементов, поэтому, являясь элементом в одном отношении, предмет представляет собой систему в другом отношении.

Структура – относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого.

Не все объекты можно рассматривать как системы, если нет связей или они слабо выражены (куча камней, случайная группа людей и т.п.), мы говорим просто о совокупности элементов. Системные объекты обладают целостной, устойчивой структурой (кристалл, биологический организм, общество).

Необходимость системного подхода к пониманию действительности привела к появлению нового научного направления, возникла и активно развивается новая наука синергетика, изучающая саморазвитие сложноорганизованных систем.

В каком отношении находятся между собой понятия «система» и «целое», «элемент» и «часть»? Можно ли утверждать, что всякое целое есть система? Всякая система – это определенная целостность?

Можно ли изменить структуру системы, не меняя ее элементов?

Всякая ли система меняется при изменении своей структуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: