double arrow

Философия Сократа, Платона и Аристотеля


Период ранней, "физической" философии завершается духовной деятельностью Сократа. Вопрос натурфилософов о природе и последней сущности вещей Сократ перенёс на человека. Не человека определяют Космосом, а наоборот, человек определяет космос. Сущность человека в его душе, способности мыслить, познавать, соблюдать мораль и творить добро. Следовательно, задача философии и человека - забота о душе, воспитание мудрости, справедливости, умеренности. Если душа или разум отличаются от материальных вещей, то что же такое онтология души? В известном учении о методе-диалоге, Сократ предложил три варианта существования души - неведение, ирония и рождение истины.

Ученик Сократа Платон продолжил онтологию и логику души. Сердцевиной платоновской философии является обоснование метафизики, концепция идей. Платон как бы возвращает философии космоцентризм, только не натурфилософский, а метафизический: Платон открывает реальность сверхъестественного, сверхфизического бытия.

Идея- это смысл, то единственное, что составляет сущность множественных вещей. Во всех своих многочисленных произведениях - диалогах Платон приводит различные примеры Идей: красота, добро, справедливость и др. Идеи являются настоящим бытием, они источник всего существующего, источник добра. Это вечный и бесценный мир. Естественные, чувственные, эмпирические вещи являются тенями идей, а сами идеи можно постигать только разумом, а не чувствами.

Космос Платона сложный, двухуровневый: хаотично-стихийный материальный мир и метафизический мир идей. Объединяет эти миры творец Демиург по причине своей доброты. Познание мира осуществляется не маевтикой души, как у Сократа, а припоминанием. Это процесс припоминания идей, рождённых с душой (её бессмертной частью), движение от идеи и наоборот. Познание ведёт к смыслу - добру. К нему также ведёт любовь, пробуждение душевной (платонической) сущности. Платоновская концепция Идей реализуется в учении об обществе в трудах "Государство" и "Законы". В соответствии с вожделеющей, храброй и разумной душой устанавливается жёсткая стратификация общества - иерархия ремесленников, стражников и руководителей. Каждому сословию соответствует своя мера мужества, мудрости и мышления. А высшей ценностью безусловно является справедливость. Она есть гармония этих мер. Социальная утопия Платона была первой попыткой анализа системности общества, тождественности души человека и государства.




Аристотель, наиболее известный ученик Платона, внёс огромный вклад в развитие философии и её систематизацию собственным учением о философии как науке о причинах и порядках бытия. Аристотель создал логику - науку о законах мышления. Природный мир он объяснял как совокупность отдельных вещей, которым свойственна сущность. Раскрыть суть вещей - это задача наук. Этому служит учение о четырёх причинах: материя, форма, действие и цель. Каждая вещь - единство материи (субстрата) и формы. Материя - возможность бытия, форма - её реализация. Значит, форма есть сущность предмета, которая выражается понятием. Форма изменчива. Её динамика выражает подвижную стихию бытия. Из меди, например, можно сделать много различных вещей, но медь остаётся медью. Однако формы поднимаются по лестнице совершенства. Чем выше форма, тем ниже значение материи. Чистая высшая форма - это вечный двигатель, Бог.

Учение о бытии повлияло на развитие научных изысканий, на строгость философского мышления и культуру европейской цивилизации.

Сделаем основные выводы:

1. Классическая античная философия в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля достигла высокого интеллектуализма.

2. Философия обратила свой взор на человека и общество.

3. Учения Платона об идеях и Аристотеля об уровнях бытия формируют философскую традицию мышления - метафизику. У Платона метафизика идей, у Аристотеля - идей и эмпирических вещей.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: