Философия античности

1. Философские школы Древней Греции.

2. Сократ.

3. Платон.

4. Аристотель.

5. Философия киников и стоиков.

1. Возникновение, становление и развитие философских учений представляет собой противоречивый, но в целом поступательный процесс, в котором было немало опережающих свое время гениальных идей и стремительных спадов. Порой движение вперед в одном отношении сопровождалось поворотом назад в другом, что порождало самые различные, порой противоречивые философские учения. К примеру, объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяет их единая натурфилософская направленность, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности.

Философия античности наивысшего расцвета достигла в Древней Греции и Риме. В отличие от мифологии, античная философия не ограничивается при столкновении с грозными и непонятными явлениями отсылкой к богам, она ищет доступные познанию причины этих явлений, истинные первоосновы мира.

К наиболее известным философским школам Древней Греции относятся:

- милетская (ионийская) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;

- пифагорейская – Пифагор и его ученики;

- школа Гераклита Эфесского;

- элейская – Парменид, Зенон;

- атомисты – Левкипп, Демокрит;

- софисты – Протагор, Продик, Гиппий, Горгий и другие.

Философы большинства этих школ выступали с материалистических позиций. Например, основатель милетской школы Фалес первоначалом всего сущего считал воду, Анаксимандр – «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию; Левкипп и Демокрит – атомы, Гераклит – огонь.

По мнению Гераклита (конец VI – начало V вв. до н.э.), мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, вмеру воспламеняющимся и вмеру угасающим. Такую закономерность он определил как логос. Одновременно утверждал, что все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, движется. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил он, «поскольку каждый раз тебя окружают новые волны, новая стихия». Гераклит из Эфеса вывел закон диалектики, считал, что движущей силой всех процессов является борьба. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения. Он особое внимание уделял на причины изменения и развития, на проблемы повторяемости и круговорота. Философия Гераклита пытается раскрыть идеи единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Но у него остаются в тени проблемы поступательности развития, скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность.

Гераклит считал, что мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Человек, познав этот мир, становится мудрым, подчиняясь законам разума, приобретает душевное спокойствие

Пифагор и его последователи (конец VI – начало V вв. до н.э.) первопричиной всего считали число, принимая единицу за мельчайшую частицу всего. Они выступали за познание мира через число, считая число промежуточным в познании между чувственным и идеалистическим сознанием.

Крупными представителями элейской школы были Парменид (конец VII – начало VI вв. до н.э.) и Зенон (490 – 430 до н.э.), которые возглавили следующий этап на пути рационализации философского знания. Основная категория их учения – «бытие». Парменид утверждал, что бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать. Он сущее раскрывает при помощи мышления и установления истины, тогда как чувственное восприятие есть только мнение. Парменид считал, что Вселенная не имеет недостатков, как и сущее в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше».

Зенон Элейский – видный философ, талантливый ученик и последователь Парменида, высоко ценил умственные способности человека и всю жизнь вел борьбу за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Известны апории Зенона, которые вызывают интерес и сегодня. В апории «Ахиллес» Зенон утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, так как для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, далее – одну восьмую пути и так до бесконечности. Пока Ахиллес пройдет определенную часть пути, черепаха тоже преодолевает часть пути, которую тоже нужно пройти Ахиллесу. Математики утверждают, что в континууме между двумя точками всегда имеется третья точка, что утруждает попадание в соседнюю точку. Если движение невозможно, то быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху.

Философы элейской школы поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя, бытия и небытия. Особенно апории Зенона обнажают проблему возникновения движения из неподвижности.

В гносеологии представители элейской школы главную роль отводили мышлению. Бытие они понимали как непрерывное, неизмененное, нераздельное, присущее каждому элементу действительности. Единое бытие исключает любую множественность вещей в их движении.

Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э.) считали, что мир как единое целое состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц – атомов, движущихся в пустоте. Атомы, по мнению Демокрита, неделимы, постоянно находятся в движении, и душа человека состоит из тончайших, круглых, подвижных атомов.

Философы – атомисты открывали новые методы разрешения философских проблем: с чем бы мы ни имели дело – с теорией, с общественным явлением, - всегда есть элементарное: атом – в химии, материальная точка – в механике, человек – в обществе, понятие – в познании и т.д. Элементарное является как неизменное.

Рассматривая Вселенную, атомисты утверждали, что существуют космические вихри, порождающие множество миров. Пустота так же реальна, как и атомы, является необходимым условием их движения. Атомы по форме различны, движутся они в пустоте благодаря их соединению и разъединению, поэтому вещи и миры возникают, развиваются и приходят к гибели. Все происходит согласно необходимости, случайности нет.

2. Особое направление имела школа софистов – своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, практические действия. Софисты – просветители древнегреческого общества – уделяли достаточно внимания проблемам языка, логики, красноречию. Интерес софистов к человеку символично выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Протагор подчеркивает относительность всего существующего, в том числе и относительность истины в наших знаниях.

Среди философов этой эпохи особое место занимал Сократ (469 – 399 до н.э.). Выдающийся философ, педагог, полемист, мудрец, он применял майевтику – искусство определять понятия с помощью наводящих вопросов. Благодаря логическим приемам и искусно задаваемым вопросам, он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократовский метод спора заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях учеников и приведения их к истине. Его философское кредо: «Познай самого себя». В споре Сократ был неподражаем, причем он скромно отмечал: «Я знаю, что я ничего не знаю», призывая и своих учеников к смелому поиску истины посредством самопознания.

Философия Сократа основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда, по мнению философа, каждый человек должен жить в соответствии с этими знаниями. Он пытался внушить своим ученикам понятия об истинно нравственном. Его философия содержит иронию в виде спора, диалога и майевтики, т.е. рождения мысли. Первостепенное значение он уделял человеку, который является существом познающим, разумным, имеющим душу. А душа человека – это способность осознавать, проявлять активную мыслительную деятельность, быть совестливым и моральным. Он готовил своих учеников к добродетели, чтобы они знали и проявляли во всем мудрость, справедливость, умеренность. Только тогда каждый может достичь гармонии души, стать свободным, в чем и состоит счастье человека.

Сократ вел свои философские беседы на площадях, рынках в форме диалога. Письменных работ не оставил, но о нем нам известно из сочинений Платона и Ксенофонта. Сократ в своих спорах критиковал все формы политического правления: тиранию, монархию, аристократию, плутократию, демократию, если власти проявляли несправедливость к народу. Но основными темами его бесед были такие, которые актуальны и сейчас: добро и зло, честность и добродетель.

Официальные власти не захотели понять философа, его приняли за обычного софиста, подрывающего устои общества, сбивающего с толку молодежь и не уважающего богов. В 399 г. до н.э. он был приговорен к смерти, принял чащу с ядом. Смерть Сократа – общечеловеческая трагедия, когда убита правда, и убит праведник за решимость исполнить нравственный долг до конца.

3. Крупнейшим философом Древней Греции, учеником Сократа, основателем собственной школы – Академии, основоположником объективного идеализма был Платон (427 – 347 до н.э.). Великий мыслитель оставил после себя ряд фундаментальных работ: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство его работ написано в форме диалога. По Платону, мир по природе своей двойственен: в нем есть видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельный конь может состариться, умрет, а идея коня – вечна. Причем, идеи трактовались им как некие вечные божественные сущности. В этом отношении основными положениями его учения являются следующие:

- все материальные вещи и предметы изменчивы, они возникают, развиваются, прекращают свое существование;

- окружающий нас мир временен, непостоянен;

- идеи вечны, реально существуют, постоянны. Весь мир – отображение чистых идей.

В гносеологии Платон исходит из идеалистической картины мира: если материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны быть «чистые идеи». «Чистые идеи» невозможно познавать чувственно (чувственное познание дает только мнение), а можно лишь разумом, причем высшей духовной деятельностью могут заниматься только интеллектуалы, философы (люди образованные, подготовленные). Платон подробно рассматривал диалектику единого и множественного, движения и покоя. Он же предположил целую систему философских категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

В философии Платона много внимания уделено происхождению общества и государства. Им было выделено семь типов государства: шесть типов существующих и один тип идеального – «государства будущего». Согласно его учению в идеальном «государстве будущего» философы управляют государством, познают мир и учат других. Воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают порядок и в необходимых случаях участвуют в военных действиях. А работники (крестьяне и ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага. Идеальное государство должно заботиться о воспитании в гражданах благочестия, поддерживать религию.

Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоничное единство позволяет достичь блага государства – справедливости. Лучшими формами государственной власти Платон считал аристократическую республику и аристократическую монархию, к худшим формам государственного устройства он относил тимократию, олигархию, демографию, тиранию.

Вся философия Платона затрагивает этические проблемы: высшее благо и жизнь человека, добродетель и счастье, прекрасное и полезное, доброе и приятное. По мнению философа, высшее благо (а идея блага превыше всего) пребывает вне мира. Поэтому и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Если душа свое начало получила в высшем мире, то человек всю свою жизнь стремиться к возвышенному, хотя в земной плоти человеческая душа встречается и со злом, падшим, нечистым.

Академия Платона – религиозно-философская школа (387 до н.э.-529 н.э.) – просуществовала около 1000 лет. Известными воспитанниками этой Академии были: Аристотель, Ксенокрит, Клитомах Карфагенский, Филон (учитель Цицерона). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

4. Вершиной философской мысли Древней Греции является философское учение Аристотеля (384-322 до н.э.), ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Ученый- энциклопедист, он основал собственную философскую школу-лицей, оставил фундаментальные труды: «Органон», «Физика», «Механика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика» и др. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (ему приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой, неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, но материя, по мнению философа, инертна. Она содержит возможность возникновения многих вещей. Но чтобы эта возможность превратилась в действительность, материи нужно придать соответствующую форму. Форма и материя, по мнению Аристотеля, неразрывно связаны между собой. Мир представляет собой множество форм, тесно связанных между собой. А высшим двигателем мира и создания форм является Бог. При этом в философии Аристотеля особую роль играл принцип развития сущего, органически связанный с категориями пространства и времени. Основными категориями он считал «сущность» или «субстанция», «состояние», «отношение», «возможность» и «действительность». По его мнению, Бог есть чистая форма и первая сущность. А душа человека вечна, бессмертна, она представляет собой отражение актуальной действительности всемирного Разума. Память, эмоции, по мнению философа, являются «частями» души. Человек в процессе познания отталкивается от ощущений к общему восприятию, от восприятия - представлению; от мнения, освоив понятия, человеческая мысль идет к знанию, разуму. Научное знание только с помощью ощущений приобрести невозможно. Формами научного знания являются понятия, суждения, умозаключения. Он разработал классификацию форм и методов рационального мышления.

По мнению Аристотеля, носителем сознания является душа, которая осуществляет контроль над функциями организма. Он считал, что человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе. Человек – «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество и государство. Счастье человека в добродетели, т.е. в сочетании щедрости и умеренности.

Особый интерес вызвали у Аристотеля проблемы возникновения различных социальных групп в обществе. Философ выделил такие группы: зажиточные, бедные и средние. Зажиточные всю жизнь стремятся к наживу, при этом они нарушают традиции закона общества. Богатые стремятся к власти, высокомерны и надменны. Симпатия Аристотеля на стороне среднего слоя, где в основном труженики, стремящиеся к совершенству. Он выделял также типы государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия. В основе всех социально-политических событий лежит имущественное неравенство. Отношения между богатыми и бедными – это не просто разные отношения, а противоположности, противоречия, причем непримиримые. Наилучшим государством Аристотель считал такое государство, где средний социальный слой составляет большую часть населения, чем богатые и бедные вместе. Если нищих и бедных в государстве слишком много, то это может привести к социальным взрывам. Ни один государственный деятель, по мнению Аристотеля, не должен ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен разумно управлять людьми, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

5. Киники – философская школа древней Греции, которая обосновывала идею свободы вне общества. Основателем этого направления является Антисфен (450–360 до н.э.), а его последователем был Диоген Синопский (400-325 до н.э.). Антисфен чаще общался с простыми людьми, проповедовал умеренность во всем. Его философское учение было близко к идеям Сократа, т.е. человек должен иметь самообладание, быть скромным в еде и одежде, быть ближе к природе. Киники утверждали, что не должно быть ни правителей, ни богатства, ни брака, осуждали рабство, презирали роскошь и стремление к наслаждению.

Ярким представителем этого направления является Диоген Синопский, который, согласно преданию, днем с фонарем на улицах искал честного человека, добродетельного, но безуспешно. По его утверждению, мир плох, поэтому надо жить проще, быть ближе к природе. Высшее достоинство и назначение человека киники видели в свободе от внешних привязанностей, заблуждений, страстей. Смириться со своим положением, не бороться, не стремиться ни к чему – вот в чем мудрость. Представители кинизма проявляли пренебрежение ко всякой культуре, к традициям и обычаям, ведя паразитический образ жизни, аскетизм, агрессивность, не признавая иных мнений. Римляне киников называли «циниками». Циник – циничный человек, т.е. такой, который проявляет вызывающе презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. В основе такого поведения всегда лежит духовная пустота.

Философия киников отражала глубокий кризис греческого общества, ее поддержали толпы нищих и те, кто не нашел в жизни достойного места.

Философские учения стоиков, основанных Зеноном Китийским (не Зенон Энейский, автор «апорий» - парадоксов!), стали ответом на распространение идей киников. Основная идея стоиков – освобождение человека от влияния внешнего мира путем постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений культуры, мудрости. Идеалом стоиков является мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своим глубоким знаниям, добродетели, самодостаточности.

Стоики проповедовали, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Представителями поздней стои (I в. до н.э.–III в. н.э.) были Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, чьи произведения дошли до нас. Сенека (4 до н.э.– 65 н.э.) – великий мыслитель, писатель, государственный деятель утверждал, что свободный человек вынослив, стойко переносит все жизненные невзгоды, не сопротивляется злу, не возмутим и спокоен, а философию принимал как практическое руководство в управлении государством.

В античной философии были и такие идейные течения, как скептицизм эпикуреизм. Скептицизм – философское существование какого-либо надежного критерия истины. Эпикуреизм – учение древнегреческого философа – материалиста Эпикура (341 – 270 до н.э.), просветителя древности; его этическое учение основано на разумном стремлении человека к счастью.

Марк Аврелий (121 – 180 н.э.) – римский император, философ, в своем труде «Наедине с собой» хвалит ту власть, которая уважительно относится к людям труда, представляет равные права и свободу слова. В период его правления Римской империей было значительно улучшено положение женщин и рабов. Особое внимание уделялось ораторскому мастерству, были тонкими знатоками филологии, диалектика понималась в тесной связи с риторикой. Именно стоики окончательно разграничили философию на логику, физику, этику, хотя об этом писал еще Аристотель. Стоики признавали добродетель высшим благом, а порок - единственным злом, призывали к жизни в гармонии с природой и Вселенским Разумом. Во времена Римской империи философские идеи стоиков превратились в государственную идеологию.

Античная философия имеет ряд особенностей: во-первых, расцвет философии был связан с экономическим подъемом греческих полисов; во-вторых, философы были независимы от производства и физического труда, они действительно являлись «мозгом» греческого общества и претендовали на духовное руководство обществом; в-третьих, философы допускали существование богов, которые были близки к человеку, а человека признавали частью общества.

Античная философия, представители которой разрабатывали самые разные учения, явилась основой европейской философии. Главной идеей являлся космоцентризм (преклонение перед Космосом, интерес к проблемам происхождения материального мира). Именно в античной философии были заложены два направления – идеалистическое (линия Платона) и материалистическое (линия Демокрита).


Тема 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: