Философия Канта

Тема 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:

1. Философия Канта.

2. Философия Гегеля.

3. Философия Фейербаха.

Философия И. Канта – завершение Просвещения, его критика и в то же время начало немецкой классической философии XIX века (И.Фихте, Ш.Шеллинг, Г.Гегель).

Творчество И. Канта имеет два периода: докритический и критический. Для первого характерны научный и натурфилософский подход. Кант разработал космогоническую гипотезу. Более прогрессивным был второй период - созданы “Критика чистого разума” и “Критика практического разума”. Суть критической философии в противоположность догматической заключается в исследовании условий возможности самих предметов философии ( познание, мораль, религия, искусство и др.).

Исходное у Канта - это попытка синтеза рационализма и эмпиризма новоевропейской философии. «Чувства без понятий слепые, понятия без чувств пустые». Кант признает опытные знания и объективную реальность как их предмет и априорные, доопытные знания - формы созерцания и рационального познания. Последние принадлежат субъекту познания, а не объекту. Это внутренний механизм познания, который не свойственен “вещам самим по себе”. Активности трансцендентального субъекта, его творческой деятельности, условиям и структурам знания посвящены критики И. Канта. Человек в центре внимания Канта. Что он может знать?, что делать?, на что надеяться?

Вещи в себе знать невозможно, потому что познание обусловливается априорными формами созерцания - пространством и временем, а также категориями рассудка.

Мы знаем явления, феномены, но не вещи в себе. Зависимость знаний от априорных форм ограничивает науку миром феноменов. Регулирует познание разум, который содержит идеи-души, мира и Бога. Это граничные идеи познания, а значит, его идеалы, недостижимые задачи познания. Науки о человеке, мире и Боге содержат противоречия, антиномии.

Возможность познания вещей в себе находится не на пути науки, а на основе морали или практического разума. Практический разум - это действие воли человека в сфере вещей в себе, а не феноменов трансцендентального, теоретического познания. Воля, вера, свобода - выше теоретического знания. Источник морального действия находится в законе, который свободная воля человека сама себе предписывает. Кант говорит об отсутствии внешней детерминации морального поступка, мораль автономна.

Моральный закон называется категорическим императивом. Этот закон всеобщий и безоговорочный, он значим для всех людей, в любое время и в любом месте. «Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в себе и в другом как к цели и никогда как к средству». Это мораль чистого долга.

Сделаем основные выводы:

1. Критическая философия Канта – трансцендентальный идеализм - ставит в центр человека вообще и исследует граничные, предельные условия его познавательной, моральной и эстетической активности.

2. Отказывая человеку в познании вещей объективного мира, Кант выступает как агностик. Это философская позиция позволяет Канту показывать границы знаний, относительность знания и незнания.

3. Что есть человек? - Вопрос, которым Кант разделил науки о природе и науки о духе. Этика долга Канта не столько абстрактная, сколько гуманистическая. Кант открывает романтизм новоевропейской философии.

2. Философия Гегеля

Наиболее известный философ немецкого классического идеализма, создатель огромнейшей, непревзойдённой и сегодня философской системы - Гегель. Большое влияние на развитие философии оказало его учение о диалектике. Гегель не согласен с Кантом в вопросе ограничения знаний и разрыва объектов мира и феноменов. Истинным может быть только универсальное мышление, а не ограниченное. Мышление и бытие совпадают, они тождественны. «Всё действительное является разумным, а всё разумное - действительным». На этом и возникает панлогическая система Гегеля. Панлогизм Гегеля существенно отличается от рационалистических концепций предшественников признанием противоречия ключом философской системы. Бытие и мышление едины как становление, как история. Гегель обосновывает диалектическую логику - новое философское мышление, имеющее в основе развитие, историю. У Гегеля развитие и история выражаются в развитии и истории тождественности бытия и мышления. Единство бытия и мышления составляет содержание основного понятия философии Гегеля - идеи. Философия есть постижение универсума в идеях. Если у Канта идеи находятся в разуме, то, у Гегеля, они находятся в мире, на трёх уровнях:

· Идеи сами по себе.

· Идеи в природе.

· Идеи в духе.

Система Гегеля есть система его идей, которая только и может быть наукой, логикой их развития, диалектической логикой. Возникая из абсолютной идеи, мир идей по уровням раскрывает своё содержание. Это выражается в трудах Гегеля «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Наиболее интересная часть этой систематики состоит в диалектическом содержании разумного развития мира абсолютной идеи. Развитие происходит от самых простых абстрактных идей до конкретных. Двигатель развития объективный, как в мышлении (философ только наблюдает и даже не организует мышление), так и в природе. Это - противоречие, и разрешение противоречия. Движение противоречия осуществляется через отрицание, через становлени нового качества, через синтез противоположности. Возникает триадичная формула: тезис - антитезис - синтез. Система Гегеля подчинена этой формуле.

На каждом уровне развития идеи Гегель даёт полную картину целостности мышления, природы и культуры человечества. Пронизывает этот энциклопедизм знаний интенция прогресса, осуществления свободы в мире. При всей диалектичности Гегель фатализирует историю, также он абсолютизирует роль государства, ее преобладание над личностью.

Развитие философии после Гегеля пошло путем критики его систематики и переосмысления диалектической логики.

Сделаем основные выводы:

1. Философская система Гегеля универсальна и энциклопедична, она включает все области знаний о мышлении, человеке, природе, обществе и культуре.

2. Панлогизм и разумное развитие, история составляют внутренний стержень систематики.

3. Мышление, природа, дух - объективно и закономерно развивающиеся явления. Но их основа - абсолютная идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: