Философия Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, создатель антропологического материализма. Основные труды: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Своим учением он вскрыл социальные корни религии, объяснил феномен религиозной веры. Он показал, что социальные факторы ставят человека в рабское положение и он чувствует себя ограниченным, бессильным и зависимым от них. Чувство зависимости порождает страх и надежду на лучшую жизнь. Чувство зависимости становится основой религиозного поклонения. Бессилие людей находит своё утешение в иллюзии, вере, которая превращает субъективное в объективное. Поэтому «не Бог создал человека, а человек Бога», «Бог существует только в голове», «это мистическое понятие рода человеческого».

Фейербах показывает связь религии с идеализмом. Идеализм - рафинированная религия. Идеализм, как и религия, превращает идеи, сознание в самостоятельную силу, творящую мир и человека. Фейербах утверждает, что идеализм возвращает религию к давно изжившему принципу - философия - служанка богословия. Критикуя идеализм Гегеля, он создаёт новую философию, которая исходит не из абстрактного, всеобщего, а из конкретного отдельного человека, его опыта и чувств. Лишь на этой основе возникают абстракции.

Человек - это часть природы, психологическое единство души и тела. Сущность его - в биологическом, в единстве с природой. Человек должен освободиться от идеи Бога и сконцентрироваться на себе, своей судьбе, создать идеал лучшей жизни в этом мире.

Человек одновременно является субъектом (носителем разума и воли) и объектом (частью природы), поэтому, по Фейербаху, он должен изучаться системой естествознания. Философия - универсальная наука о человеке, она называется антропологией и совпадает с естествознанием. Эта философия преодолевает разрыв между душой и телом, обосновывает первичность материи по отношению к сознанию. Природа – единая субстанция, порождающая в процессе развития человека. Тело человека как часть природы - основа тождества бытия и мышления. Душа есть лишь продолжение телесности, обобщение чувственности.

Однако Фейербах не видит роли социального в формировании человека. Поскольку сущность человека в единстве с природой, то никакое преобразование социальных отношений не сможет изменить человека. В теории познания Фейербах является сенсуалистом. Познание есть отражение; исходной формой познания являются ощущения, на их основе возникают мысли. Истина - это такое содержание знаний, которое соответствует сущности человека. Здесь проявляется созерцательный характер его философии, непонимание им роли практики в познании.

Фейербах создаёт учение о морали; в основе морали лежат межличностные отношения людей, стремление к счастью и добру. Стремление к счастью – это также нравственный долг человека. Счастье человека возможно только в связи «Я» и «Ты». Моё счастье - это счастье других людей. Такая мораль является простой и чистой и только на такой основе будет создано справедливое общество и государство. Он считает, что государство создаётся людьми в соответствии с их волей и желаниями. Фейербах негативно относился к неограниченной монархии, считая её аморальной; он за государство с республиканской формой правления, за то, чтобы все люди имели собственность. Вместе с тем Фейербах положительно относился к коммунизму, поддерживал французскую революцию 1848 г. и в 1870 г. вступил в социал-демократическую партию.

Многие положения его философии, несомненно, прогрессивны. Его философия была своеобразной реакцией на философию Гегеля и немецкий идеализм. Материалистическое учение о человеке, атеистическое мировоззрение оказали существенное влияние на значительную часть интеллигенции, в том числе на становление философских взглядов Маркса и Энгельса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: