Экономическая сфера общества

Общество не может существовать без материального производства -производства материальных благ. Люди всегда производят материальные блага - пищу, одежду, жилище и т.д., но одна историческая эпоха отличается от другой способом производства. Способ производства материальных благ состоит из производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы состоят из трех элементов. Первый - это личностный фактор, люди, занятые в процессе материального производства, обладающие физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами. Второй - это средства производства, в том числе орудия труда как главная часть средств производства, это то, при помощи чего человек производит. Третий - это предметы труда, это то, на что направлен труд человека, из чего он производит. Второй и третий элементы составляют вещественный фактор производительных сил. Производственные отношения людей в процессе производства выражаются в форме собственности на средства производства, в форме распределения произведённого продукта (уравниловка, по труду, по потребности, иждивение), в форме обмена (натурального, товарно-денежного), в форме потребления. Производительные силы и производственные отношения находятся в диалектической взаимосвязи. Развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, а производственные отношения содействуют развитию производительных сил или же тормозят его.

Первый период человеческой истории - это примитивные орудия труда, низкий уровень производительных сил, собирательная экономика. Кризис собирательной экономики приводит к первой, неолитической (аграрной) революции в производительных силах - переход к производящей экономике (земледелие, скотоводство). На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт, который становится частной собственностью. Коллективный труд и равенство в распределении изжили себя. Формируется эксплуататорское классовое общество. Часть общества освобождается от труда в материальном производстве. Происходит отделение умственного труда от физического, ремесла от земледелия, города от деревни. Итак, в результате усовершенствования орудий труда и повышения его производительности происходят изменения в производственных отношениях: от первобытной общественной собственности общество переходит к частной собственности. Но труд остаётся ручным - орудие труда приводится в движение силой человека или животного (реже воды или ветра).

Во второй половине 18 века происходит вторая революция в производительных силах, возникает машинное производство, что приводит к дальнейшему повышению производительности труда. Машина - это техническая система, в которой орудие труда приводится в движение двигателем, работающим на каком-то источнике энергии. Возрастает роль научного знания в производстве. Утверждаются капиталистические производственные отношения.

Третья революция в производительных силах началась в середине 20 века. Это переход от машинного производства к автоматизированному. К машине добавляется управляющее устройство, ЭВМ, робот. Научно-техническая деятельность превращается в определяющее звено материального производства. Растёт производительность труда, увеличиваются материальные богатства общества. Но возникает острая необходимость заботиться о гуманизации производства, потому что, наряду с великим благом, НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, безответственной организации производства.

Литература:

Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие. -Мн.: Выш. шк., 2000. С. 321-368

Канке В.А. Философия. Историческй и систематический курс. – М.,2005.С. 256-259.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. -М.: Владос 1998. Гл 1, 3,.

Углубляющее чтение:

Арефьева Т.С. Общество как объект социально-философского анализа. -М, 1995.

Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. пособие. -М., 1999.

Бхаскер Р. Общества // Социо-логос. -М.: Прогресс, 1991. С.219-237.

Бердяев Н. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. С. 3-35.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1997. Разд. 2.

Основы современной философии. -Спб, Лань. -1999. С. 198-217.

Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // ВФ, 1995. № 8.

Смирнова Р.А. Природа социальной реальности. -Мн.: Наука и техника, 1991.

Философия и общество // Философия.- М., 2004. Ч.3.

Реале Дж.,Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.-СПб.,1996.

Философские идеи нашего времени //Философия:Учебник\Под ред.Губина В.Д.-М.,2004

Эрш Ж. Філасофскае здумленне. -Мн.,1996.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: