Понятие и формы мировоззрения. Специфика мировоззрения. 7 страница

З. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это, значит, раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность.

Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество, которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое противоречие.

диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание.

Единство противоположностей, как правило, временно, гтреходяще, а борьба противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые гтротивоположности по отношению друг к другу.

Мир соткан из гiротивоположностей Этапы развития диалектического противоречия

1. зарождение различия между гтротивоположностями

2. развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого целого

З. его разрешение

Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного качества в другое.

Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания

Метафизика: отрицаше является полным и абсолютным

диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в развивающемся объекте.

Синергетика (от греч. «сии» — «со-», «совместно>) и < — <щействие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисцигiлинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и тд.), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновеншо пространственных, временных или гiространственно временных структур в макроскопическом масштабе.

Возникновение синергетики было неоднозначно воспринято научным сообществом, 0 говорили о новой парадигме в естествознании, социальных и гуманитарных науках на базе кооперации фундаментальных наук и их методов; другие не видели в сшiергетике ничего нового по сравнению с современной теорией нелинейных колебаний и волн; третьи склонялись к мнению, что синергетика всего лишь объединяющий лозунг и ничего более, и высказьтвали недоумение по поводу нездорового, по их мнению, ажиотажа, вызванного новым направлением.

Столь широкий разброс мнений связан с некоторыми необычными особенностями синергетики и ее взаимосвязями с другими науками.

В отличие от наук, возникавшiiх на стыке двух дисциплин, например, физической химии или химической физики, одна из которых гiредоставляет новой науке предмет, а другая — метод исследования, синергетика опирается на методы, одинаково ггриложимые к различным предметным областям, и изучает сложные (системы безотносительно к их природе. Ясно, что ученый, который знакомится с синергетикой с позиции той науки, которой он занимается, прежде всего обращает внимание на те ее аспекты, которые наиболее близки основным идеям знакомой ему области знания. Что же касается отличий синергетики от наук «со стажем», то они остаются в тени. Между тем такие отличия существуют. Синергетика обращает внимание на то, что при традиционном подходе остается за рамками рассмотрения. Например, тер модинамгика и теория информации изучают статику, тогда как для синергетики основной интерес представляет динамика. Неравновесные фазовые переходы синергетических систем, включающие в себя колебания, пространственно-временные структуры и хаос, отличаются несравненно большим разнообразием, чем фазовые переходы систем, находящихся в состоянии теплового равновесия. В отличие от кибернетики, занимающейся разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой так, чтобы та функционировала заданным образом, синергетика изучает самоорганизацию системы при произвольном изменении управляющих параметров. В отличие от теории динамических систем, которая игнорирует флуктуации в точках бифуркации,сшiергетика занимается изучением стохастической динамики во всей ее полноте в подлространстве зависящих от времени управляющих параметров.

Важная особенность синергетических систем состоит в том, что ими можно управлять извне, изменяя действующие на системы факторы. Например, скорость роста клеток можно регулировать извне, обрабатывая клетки различными химическими веществами. Параметры, описывающие действующие на систему факторы, называются управляющими.

В процессе врёменной эволюции синергетическая система, находящаяся в одном состоянии, переходит в новое состояние (старое состояние уiрачивает устойчивость). При описании перехода из одного состояния в другое не все параметры состояния имеют одинаковое значение, и одни параметры состояния (быстрые переменные) можно выразить через другие (медленньте переменные), которые называются параметрами порядка, в результате чего количество независимых переменных уменьшается. Возможность представления быстрых переменных в виде функций параметров порядка составляет содержание синергетического принципа подчинения.

Параметр порядка и принцип подчинения принадлежат к числу наиболее фундаментальных понятий синергетики.

38. Закон единства и взанмоисключення противоположностей, его методологическое значение для медицины.

Одним из коренных вопр мировозэрения и общ методологии явл вопрос о том, следует ли искать источник движ и развит мира вне его или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выр в законе единства и борьбы гiротивоположностей. кот гласит, что развитие объект реальности и все формы чел деятельности осущ через раздноение единого на гтротивопол составляющие, и взаимод этих противопол характеризует огтред систему как нечто единое, а с др стороны - составляет внугренний импульс ее изменения, развития. Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения гiротивопол стремлений ‘и сил. Предельный случай противоречия - конфликт. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различим как внугри себя так и между собой. Различие есть отношение нетождественности, еодинаковости объекта и в самомо себе и с др. Различие имееет свои степени: оно мб несущ и существенным. Предельный случай сущ различия - противоположность. Удачной моделью гiротивоп может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить сколько угодно). Противоп характеризуются как взаимообусловленные и взаимодейств стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель. Диал принцип против отражает двойственные отношения внугри целого: единство прот и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в них. Противоп, не образующие единства, не явл диалектическими, их нельзя считать движ силой развития системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не явл частями целого и не содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один момент также необх как и другой. При этом сами лротивоп и их единство, выраж устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться пары суждений, гiротивор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истиньт. Одновр угвержцение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл - сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от гiротивного в математике. Специф формой сущ диал против в познании явл антиномии, кот служат формой теор восгтризведения противор в научных теонях. Обнаруж аiггиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку антин часто высказываются в форме тiротивор высказываний, загтрещаемых форм логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика и диал действуют совместно. А как же логш противор? В лроц познания они высту не как знание результат. (Бор и его гiриш.щгi дополнительности- мы не вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корлуск свойства). Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие лог противор есть двтiiгатеьная сила научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. диал противор в мысли - это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод гiротивопол позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекомеид формальной логики помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат фиксируются и решаются.

диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр Противор. Различают внутренние и внешние, основные и неосноан, антагонистические и неантагонист противоречия. Взаимод

лротивопол сторон внутри даной системы (наприм внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее противоречие, выраж состояние сист как олред целостности. Каждая сист сущ в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее лротивор являет собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внугр противоречия относительны. Именно внугр противор принадлежит решающ роль в развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем стать истинной силой развития оно должно перейти во внугр стр-ру объекта. (адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот вступает в внутр гтрот с исходными кач) То. внешнее всегда действует через внугренее В ряду внугр лрот вуделяются основные (главные) и неосновные противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными, лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположяостей, составл ее структуру. (общество- лрот между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности). Антагонистическте противоречия - взаимод между негiримирямо враждебными силами. Внутри эксгiлуататорских формаций, втч соврем империализма. Трансиац корпорации - национ -госуд формой общества. Имгтер - развив страны. Война и Мир. Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот совпадают.

39. Закон перехода количества в качество. Категория нормы в медицине.

Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Качество — это огiределенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру’ песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в. преступление, то такие изменения будут носить качественный характер. Благодаря своей качественной оттределенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то же время между элементами существует сходство (общность структуры атомов, наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а также социальные, которые могут быть материальными и духовными (экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять свои качества, но и приобретать новые. Количество. Всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций. Например, отгенки цветов, степень жесткости, мягкости, долговечности. Различие внутри одного качества есть различие количественное. Количество есть всегда количество определенного качества. Различные веши становятся количественно сравни мыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Чисто количественное различие предполагается при одинаковости качества. Количество — это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своих осей и Солнца и т. д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один сггутник — Луку, Югштер — 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90 700 суток. В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной или количественной стороной. для полной характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных характеристик. диалектическое понимание категорий качества и количества не только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как руководство для практического решения задач. Мера. Мера — это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое представление о мере при познании исторического развития человечества. Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина стоимости может быть гiревращена в капитал, что, напротив, предпосылкой такого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные. Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира. iакон перехода количества в качество и обратно. Каче ственные изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или увеличения материи или движения. Это закон. 1-Iакопление кол-венных изменений в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на гтротекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и ггрерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он всегда противоречия, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности гiротекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их гiротекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, кругой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот, важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

НОРМА (от лат. гюггпа — руководящее начало, правило, образец), узаконенное установление, признанный обязательным порядок.

40. Закон диалектического отрицания. Нигилизм и догматизм в культуре и медицине.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения угверждающего или отрицающего характера. Например, <Мирное сосуществование — условие развития современного общества»; <(Чины людьми даются, а люди могут ошибнугься» (А. Грибоедов); Г1ланеты не являются самосветящимися небесными телами»; < не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); <(Ни разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р. Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они пример формально-логического отрицаiвiя, Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицаняя, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является метафизическое понимание отрицаiшя. В рамках метафизики отрицаняе представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологiгческие корни такого понимания отрицания кроются в непризнаняи наличия внугренних противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к действшо внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицакия служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ня в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формацкй, создание новых научных теорий — все это свидетельства диалектического отрицаняя. Характерные его признаки - объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицакяя и в смысле единства противоположкостей — уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицакии объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицаняе отрицаняя прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относятельную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты: две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности; преобладание отрицательной теиденции над положительной; отрицакяе старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни. Спяралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени, в иных ус ловиях и среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского, исторический гiугь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания отрицаiшя имеет всеобщий характер. Он действует в гтрироде. обществе и мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из iштегр характера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии.

догматизм - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений. догматизм характерен для всех теоретических систем, отстаивающих отжившее, старое, реакционное и борющихся против нового, развивающегося.

Нигилизм — термин, введённый в употребление И. С. Тургеневым для характеристики Базарова — героя романа «Отцы и дети». Отрицание всего устаревшего, критическое отношение к общепринятому, интерес к естествознанию, презрение к дворянской лраздности.

41. Сознание: сущность, структура и происхождение. Сознательное и бессознательное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и гтредставл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор гтродолж споры о сущности соэн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Ццеализм - сознание первично. дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и гтричинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Соэнние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами гтротивопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей, Абсол противопоставление мат и соэн ведет к тому, что соэн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходим по содержанию с вызывающими их матер объектами.

Сущностью соэн является его идеальность,кот выражается в том, что составл соэн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными лредшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к соэн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет сммсз только при изучении соотнош материи и соэн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложиения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с соэн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствраненьи изоморфные отражения - отпечатки • следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственньте и обобщеньте образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательньте и бессознательные процессы.

42. Процесс познания. Истина и заблуждение. Праiстика как источник и цель познания и

критерий истины.

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное

Ч познание явл начальным этапом познания.

для познаш.iя объектов необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познашiемЕсть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения - простейший и исходный элемент чувств познания.На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие.Благодаря восгтриятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-ттредметной форме. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восгiрiш его как красивый или безобразньтй, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнутьт из описаний(результаты опыта ряда его предшественников). РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАI4ИЯ.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятия- это такие вогтлощенньте в словах продукты в социадьно-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление.

Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий угверждается или отрицается что либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац познажiя как способности образуют ум, а как процесс - мышление. Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.Чувственная форма познаюiя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: