Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ




В 11 веке развернулась борьба с схоластической фило­софией между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о троичной сущ­ности Бога. Бог един в троице: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог­-Святой Дух. Полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.

Реализм рассматривал общее как нечто идеальное предшествующее вещи, т.е. разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выра­жал материалистическое решение этой проблемы.

Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен­терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсю­да и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог - это реально существующее «общее».

Этой теории возражал философ Росцелин. Он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально, как вещь, не существует. «Универсалии» - общие понятия, «звуки голоса» - номинал. Отсюда «номинализм». Это учение Росцелин применил к догмату о Троице. По его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.

Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении, которое назы­вается «концептуализм», пытлся объединить реализм с но­минализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не сущест­вует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. «Общее» реально существует только в уме (Ум - это есть концепт) концептуально, но не в виде самостоятельных идей. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме ре­ально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытав­шись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо.

Фактически Абеляр сводил существование троицы к качеству одной личности.

Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225­-1274) - видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической Церкви - томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеоло­гией католицизма, а со второй половины 19 в. оно становит­ся основой неотомизма, который является одним из мощ­ных течений в современной философской мысли.

В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Фома Аквинский, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное. Бытие - это существование единичных вещей, что и есть субстанция.

Аквинский, наряду с категориями возможность и дейст­вительность, вводит категории «материя» и «форма». Мате­рия - это возможность, а форма - действительность. Ис­пользуя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы ­Бога. Бог же - существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но мате­рия пассивна, активность ей дает форма.




Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» долж­но быть доказано через доступные нашему познанию след­ствия. Он предложил свои пять доказательств существова­ния бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:

1. Все, что движется, движимо кем-то и есть перводвига­тель, коим является Бог.

2. Все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог.

3. Случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью

является Бог.

4. Все, что существует имеет различные степени качества, следовательно, должно быть

высшее качество ­Бог.

5. Все в мире имеет цель, или смысл - значит существует разумное начало, которое направляет

все к цели - Бог.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1689; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9946 - | 7731 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.