Альтернативы диалектики

Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бытия, природы, общества и мышления человека. Она не является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сход­ным предметом философского интереса.

В функционировании диалектики существует внутрен­няя и внешняя противоречивость, что обусловило ее исто­рическую и современную альтернативность. К альтернатив­ным диалектикам относятся: метафизика, «негативная» диа­лектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство катего­рий, законов и принципов.

Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.

Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.

Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимы­ми подходами к познанию и изменчивости бытия. Имеется в виду существование в теории диалектики идеалистического и материалистического учения. В их взаимодействии и про­тивостоянии состоит внутренняя альтернативность диалек­тики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обос­нование первичности развития идей и понятий. Материали­стическая диалектика аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и прин­ципами.

Обе эти диалектики объясняют развитие бытия, при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы.
Существенное различие между ними состоит в поиске ис­ходных основ, начал объяснения развития. Идеалисты от­стаивают первичность развития нематериального, духовно­го. Сторонники мат. диалектики считают первичным объек­тивный, материальный мир, а потом сознание и его содержание.

Во-вторых, возникли и сложились учения вне диалек­тики, составляющие ее оппозицию.

Это антидиалектические концепции бытия: «трагиче­ская диалектика», «метафизика жизни», «негативная диа­лектика», мистический рационализм и др. Главной альтер­нативной диалектикой является метафизика. Она представ­ляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими ме­тодами, чем диалектика. Метафизика, как и диалектика, яв­ляется развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций противо­положных диалектике.

Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних. Они утверждают, что движение не может исходить из самой| материи, его причиной является внешний толчок. Характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в диалектике.

Диалектика видит окружающую действительность во всем ее многообразии, а метафизика однообразно, по прин­ципу «черное - белое». Направленность развития сторонники метафизики видят в прогрессе, регрессе или в «движении |по кругу», отрицая их развитие по «спирали». Диалектика \ видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - со- 1стоящим из отдельных вещей и явлений.

В-третьих, диалектика противоположна метафизике как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет агностицизм. Он ориентируется не на принципиальную по­знаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм и мистику.

Таким образом, метафизика и диалектика - две проти­воположные теоретические системы осмысления действи­тельности и развития. Конечно, диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: