Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем,что:
- метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
- на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, метафизика, или " антидиалектика ", по определению Г.Гегеля, как способ философского мышления.
При изучении диалектического метода под метафизикой вслед за Гегелем понимают противоположный диалектике метод мышления. Понятие метафизики идет еще с античности. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за группой его работ по физике поместил трактат по проблемам бытия и познания. Так и возник термин мета - после, физика - природа. Но в истории философии этот метод закрепился гегелевском понимании как противоположность развитию. Метафизика появилась в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что"бытие есть неподвижный шар, состоящий из двух частей светлой и темной. В творчестве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых началах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значении — как наука о бытии — данный термин употреблялся до ХVШв.
|
|
В средние века элементы метафизического мышления нашли свое выражение в основном догмате христианства и религиозной философии "Все что есть — все от Бога". Ведь в то время мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, в нем существует иерархия. В средние века метафизика служила целям теологического обоснования бытия Бога.
Расцвет метафизики пришелся на XVII—ХVШвв. В это время и термин "метафизика" уже обрел иное звучание — как недиалектический способ мышления отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем (Х.Вольф и др.). Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек — как машина хотя и мыслящая. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном, к механическим процессам. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. Метафизика того времени не только "царствовала" в естествознании, но проникла также в философию и пронизала ее своим духом. В исторических науках идея общественного прогресса и единства мировой истории еще не утвердилась, за исключением отдельных догадок об этом.
|
|
В ХIХ веке на почве крупных достижений в естествознании (Т.Шванн, Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер.) и философских науках (Г.Гегель и др.) метафизике был "нанесен очень сильный удар, в связи с тремя великими открытиями естествознания, которые открыли путь для развития диалектики:
1. закон превращения энергии;
2. учение о клеточном строении живых организмов;
3. эволюционная теория Дарвина.
Стало уж бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира, Материи и Духа. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохранилась как недиалектический способ мышления человека
Если диалектика подчеркивает сложность бытия и его познание, то для метафизики характерен упрощенный подход к действительности и ее познанию. При таком методе по существу отрицалась взаимосвязь и развитие явлений, а при их характеристике считалось достаточным ограничиваться однозначными оценками.
1. Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей; их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Образно говоря метафизик за отдельными деревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это также одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, переоценка роли отдельной личности в истории).
2. Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная "форма", у Платона — вечная идея. Гегель таковым источником считал таинственную "абсолютную идею", а Ньютон — некий "перводвигатель" мироздания. В христианском вероучении внешним (сверхъестественным) источником всего сущего считается Бог. Развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как обычное движение по кругу, не выходящее за его пределы.
3. Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основания") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.
В отличии от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количественному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою противоположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие. Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии политике. Он широко распространен в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.
Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:
|
|
- по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
- по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
- по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
- по вопросу направленности движения, развития — если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
- в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или, «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
- в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир вовсем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;
- в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);
- согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;
- в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
|
|
Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической «консервативной» диалектике,
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей («консервативной») диалектике, — так называемая «негативная» диалектика.
«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903—1969), Жан-Поль Сартр (1905-1980).
Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличающие ее от обычной «консервативной»:
- Диалектика может быть только «негативной»— критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
- «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.
Релятиви зм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика — построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.-
Диалектика по сути своей противоположна догматизму, который превращает теорию в закостеневшую доктрину. Догматизм критиковался уже древнегреческими философами, в частности представителями скептицизма, которые и ввели в философское мышление сам этот термин. Но догматизм-это не только старое, но и вечно воспроизводящееся на всех этапах развития человеческого мышления явление. Догматизм проявляется в том, что обьективно-истинные моменты трактуются без учёта условий места и времени.
Догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий (" застывший ") тип мышления.} Это — мышление догмами, которые воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы классического марксизма ит.д.
Классический пример догматизма - табу. Табу - это догматизированное заблуждение. В средних веках тексты Священных Писаний трактовались как вечные истины, которые предпочитались опытному, экспериментальному исследованию природы. Диалектический способ мышления проявлялся в попытках приложения истины за пределами возможной ее применимости.
Напротив, релятивизм выделяет и абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании. Гераклит, как известно, утверждал, что в одну ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил пошел дальше, заявив, что в одну и ту же реку нельзя войти даже и один раз. По его мнению, в силу текучести всего сущего любое событие всегда.превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. Он полагал, что всякое высказывание правильно, и поэтому у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий тоже исповедовали принципы релятивизма, считая, что якобы "ничего не существует" и "ничего невозможно знать".
Софистика также считается проявлением метафизического мышления. Она представляет собой сознательное применение неправильных произвольных, суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".
Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.
Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее познавательные возможности. Ведь в своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. Поэтому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, она обслуживает нужды человека в рамках "четырех стен его дома", и в этом состоит основная сфера ее применения. Вот почему метафизический тип сознания и познания совершенно естественен для большинства людей, что "оправдывает" метафизику. Неся в себе определенные "зерна" истины, она вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, которая создается средствами теоретического мышления. Как видим, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение.
Значение диалектики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.
Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.