В истории философии существовали различные интерпретации проблемы истины.
В античности философы изобрели концепцию соответствия. Истину усматривали в том, что существующие вещи интерпретировались как проявление идеи или формы (Платон, Аристотель).
В средневековой христианской философии истину видели в Боге и в его откровениях.
В новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах и идеях (Бекон, Локк, Декарт, Лейбниц.)
В 20 веке аналитики вначале придерживались концепции соответствия. Они выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Затем стали развивать теорию взаимосогласования суждений (Карнап). Концепция соответствия была дополнена когерентной концепцией истины. Затем часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его употребления развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов аналитики наиболее обстоятельно занимаются проблемой истины.
|
|
Феменологи на основе исходных чувственных впечатлений приходят к эйдосам и понятиям и оценивают внешний мир на их основе. Они не используют прагматическую концепцию истины.
Герменевтики принимают за истину контакт человека и вещи, они считают, что возможно слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевтики вещам.
Постмодернисты считают, что любой текст имеет глубокий смысл, сам же смысл понимается как чувства. Значение внешнего мира в качестве критерия истины постмодернисты отвергают.
Истина развивается и изменяется в соответствии с изменениями наших знаний. По мере развития процесса познания открываются ранее неведомые факты. Человечество в познании идет от абсолютного заблуждения к абсолютной истине. Но абсолютная истина недостижима, т. к. предыдущее знание всегда усовершенствуется последующим.
Истина - центральная проблема в философии. Несложно выделить три ее основные концепции: соответствия, когерентности и прагматичности.
Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания, мысли и интерпретации, которые соответствуют действительности. Установление истины и заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений.
Там, где существует многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. Это говорит о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.
|
|
Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (прагматика - означает дело или действие). Ее смысл - на деле проверять суждения на истинность и ложность, не ограничиваясь теоретическими рассуждениями.
Согласно утверждению американского философа Решера, три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга, поэтому надо учитывать все. Но это не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математиков основной считается когерентная концепция истины, т. к. им важна гармония в суждениях. Для физиков необходимо чтобы их суждения вместе с математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Значит для них наиболее приемлема концепция соответствия. Для техника большое значение имеет практика, в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.
В истории философии наиболее адекватно и содержательно вопрос о критерии истины разработан в диалектико-материалистической философии. В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.