Проблема истины в истории

В истории философии существовали различные интер­претации проблемы истины.

В античности философы изобрели концепцию соответствия. Истину усматривали в том, что существующие вещи интерпретировались как проявление идеи или формы (Платон, Аристотель).

В средневековой христианской философии истину ви­дели в Боге и в его откровениях.

В новое время в качестве истинного знания рассматри­вали сведения, содержащиеся в чувствах и идеях (Бекон, Локк, Декарт, Лейбниц.)

В 20 веке аналитики вначале придерживались концеп­ции соответствия. Они выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Затем стали развивать теорию взаимосогласования сужде­ний (Карнап). Концепция соответствия была дополнена ко­герентной концепцией истины. Затем часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его употреб­ления развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов аналитики наиболее обстоятельно занимаются проблемой истины.

Феменологи на основе исходных чувственных впечат­лений приходят к эйдосам и понятиям и оценивают внеш­ний мир на их основе. Они не используют прагматическую концепцию истины.

Герменевтики принимают за истину контакт человека и вещи, они считают, что возможно слияние горизонтов ве­щи и человека. Аналитики приписывают признак истинно­сти суждениям, герменевтики вещам.

Постмодернисты считают, что любой текст имеет глубокий смысл, сам же смысл понимается как чувства. Значение внешнего мира в качестве критерия истины постмодернисты отвергают.

Истина развивается и изменяется в соответствии с из­менениями наших знаний. По мере развития процесса по­знания открываются ранее неведомые факты. Человечество в познании идет от абсолютного заблуждения к абсолютной истине. Но абсолютная истина недостижима, т. к. предыду­щее знание всегда усовершенствуется последующим.

Истина - центральная проблема в философии. Не­сложно выделить три ее основные концепции: соответствия, когерентности и прагматичности.

Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания, мысли и интерпретации, которые соответст­вуют действительности. Установление истины и заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобре­тают смысл лишь в системе суждений.

Там, где существует многозвенные логические конст­рукции, приходится учитывать последовательность, сис­темность суждений. Это говорит о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непро­тиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (прагматика - означает дело или действие). Ее смысл - на деле проверять суждения на истинность и ложность, не ог­раничиваясь теоретическими рассуждениями.

Согласно утверждению американского философа Решера, три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга, поэтому надо учитывать все. Но это не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математиков основной считается когерентная концепция истины, т. к. им важна гармония в суждениях. Для физиков необходимо чтобы их суждения вместе с математической формулиров­кой соответствовали миру физических явлений. Значит для них наиболее приемлема концепция соответствия. Для тех­ника большое значение имеет практика, в центре его вни­мания будет постоянно прагматическая концепция истины.

В истории философии наиболее адекватно и содержа­тельно вопрос о критерии истины разработан в диалектико-материалистической философии. В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика. Дополнительным, вспомогательным, производным от прак­тики является логический, теоретический критерий истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: