Структура и уровни научного познания

Структура научного познания может быть рассмотрена в различных ее срезах и совокупности составляющих ее элементов. Ее можно представить как сумму следующих ее

элементов:

1) фактический материал, почерпнутый из эмпириче­ского опыта;

2) результаты его первоначального обобщения в поня­тиях и других абстракциях;

3) основанные на фактах проблемы и научные предпо­ложения (гипотезы);

4) законы, принципы и теории;

5) философские установки;

6) методы, идеалы и нормы научного познания;

7) социокультурные основания;

8) стиль мышления,

Научное познание - развивающаяся система знаний, ко­торая включает в себя два основных, но качественно раз­личных уровня - эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное по­знание, рациональный момент и его формы здесь присутст­вуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуе­мый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внут­ренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация, классификация или иная фактофиксируюшая деятельность - признаки эмпирического познания.

Теоретический уровень научного познания характеризу­ется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мыслительной деятельности. Живое созерцание не устраняется, а становится подчинен­ным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познавание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, по­стигаемых путем обобщений данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического познания - достиже­ние истины во всей ее конкретности. К числу основных компонентов отражающих структуру теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория.

Проблема - форма знания, содержанием которой явля­ется то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами - это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Про­блема - это не застывшая форма знания, а процесс, вклю­чающий два основных этапа движения познания - ее поста­новку и решение.

Гипотеза - хорошо продуманное предположение, вы­раженное в форме научных понятий, которое должно в оп­ределенном месте восполнить пробелы эмпирического по­знания или связать различные эмпирические знания в еди­ное целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она стано­вится просто фикцией. Она проверяется фактами опыта, приобретая характер истины, Гипотеза становится плодо­творной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка находит подтверждение.

Теория - система основных идей в той или иной отрас­ли знаний. Теория - наиболее развитая форма научного зна­ния, дающая целостное отображение закономерных и суще­ственных связей определенной области действительности. В теории факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из по­следних. Всякому теоретическому познанию присущ мо­мент неуверенности, в силу этого она приобретает вероят­ностный характер, причем обнаружение каждого согла­сующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине

6 8. АГНОСТИЦИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ

Большинство философов утвердительно решало все о том, в состоянии ли наше мышление познать действитель­ный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составить верное отражение действительности. Ряд философов оспаривают возможность познания мира.

Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - это учение, отрицающее возможность достоверно» познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Сам термин «агностицизм» был введен в конце 19 в. английским естествоиспытателем Гексли, но агности­ки заявили о себе еще во времена античности. Разновидно­стями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, ир­рационализм, религиозное откровение и др. Софисты - учи­теля мудрости должны были научить каждого, обративше­гося к ним, убедительно доказать или опровергнуть любую точку зрения. В основе их учения присутствует убеждение в отсутствии истинности и закономерности.

К самым ярким представителям агностицизма относят Д.Юма и И.Канта. Юм был уверен в том, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и зако­ном, и мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Кант называл недоступный нашему познанию объективный мир «вещью в себе» и настаивал на принципи­альной границе между действительностью и познанием. Мир явлений (феноменов) - «вещей для нас» ничего не го­ворит о мире ноуменов - «вещей в себе», которые согласно Канту, находятся вне пространства и времени.

Важно отметить, что агностические концепции появля­ются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но и из столкновения человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером ее отражения в сознании человека. Материаль­ный объект и сознание человека постоянно изменяется. Поэтому абсолютно точно познать эти объекты невоз­можно. Познавательные возможности человека ограничены своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможно изучение микромира. Признанные истин­ными знания с течением времени оказываются ошибочны­ми. Скептицизм, первоначально возникший как направле­ние древнегреческой, философии, по своей сути был обра­щен к тому, чтобы все подвергать сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность в мире, отвергали все нормы и зако­ны, не верили в существование добра и зла. Они сомнева­лись в возможности или продуктивности каких-либо кон­кретных познавательных процессов, но не отрицали спо­собности человека к познанию.

Возникновение скептицизма связывают с именем Пиро­на (4 в. до н.э.). Резкое противопоставление знания, осно­ванного на доказательстве и субъективной чистой видимо­сти, является, начиная с Пирона, самой главной чертой скептицизма. Так как все течет и меняется, то следует воз­держаться от всех суждений. Вещи неразличимы, не иссле­дуемы и неопределимы. Ни наши ощущения, ни наше мыш­ление не являются ни истинными, ни ложными, им не сле­дует верить. Мир настолько изменчив, что, невозможен сам факт передачи своих знаний другому.

Скептицизм может поддерживать идеи свободомыслия, подвергать сомнению теологические и догматические исти­ны. В более широком смысле скептицизм можно рассмат­ривать как метод, предполагающий возражение против при­нятого и устоявшегося.

Несмотря на однотипность, между скептицизмом и аг­ностицизмом существует разница. Агностицизм, отрицая познаваемость реальности, не отрицает возможности теоре­тического знания и возможности иметь суждения. Агности­цизм естествоиспытателей признает наличие теоретической проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: