Личность

Антропологическая проблема существует со времен ан­тичности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещеи. Но понятия «личность» у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшегоуровня.

Родоначальника «философии человека» Сократа в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовои природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоическои философии с их штампом беспристрастной лич­ности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологиче­ские доктрины средневековья освободили человека от кос­мологическои зависимости, но поставили его в полную зависимость от воли Бога.

Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения.

Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало зна­чимость человеческой личности.

Человек рассматривается как индивид в качестве еди­ничного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, он безличен.

Понятие «индивид» и «личность» являются противопо­ложными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств человека, его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содер­жания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек - индивид. Говоря «человеческий индивид» имеют в виду лиш родовую общность людей и единичного представителя человеческого рода. Когда происходит конкретизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объ­ем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Путем персонифика­ции индивида отдельного человека логически мы приходим ~ индивидуальному представителю человеческого рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность.

Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные, уникальные свойства человека.

Личность - это человек с ярко выраженными социаль­ными признаками и индивидуальностью, это активныи, цeлеориентированный субъект отношении и созидательной деятельности. Личность - всегда конкретныи человек, носитель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих личности, является наличие само­уважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства личности является совесть, долг и честь. Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, котopыe определяют неповторимость и своеоб­разие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведе­ния, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях пове­дения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, спо-

собноетей и возможностей личности.

Человек формируется в конкретном историческом вре­мени и социальном пространстве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и выразителем всего общественно - социального. Она тем значительнее, чем в большеи степени аккумулирует социально, культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие.

По своей структуре личность представляет собои устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти соста6ляющие образуют целостность, которая является характеристикой взаимоотношения человека с системой общественных отношений.

Типологическое определение личности основано на идее что ее формирование - закономерный процесс освоения элементов окружающей природной и социальнои сре­ды. Основные социальные типы личности: социально­-классовые, социально-профессиональные, национально­-этнические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: