Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы. Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе

План.

1. Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы. Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе.

2. Мораль и ее происхождение.

3. Развитие нравственного регулирования отношений между людьми в религиозных заповедях и светских кодексах.

4. Этика помощи нуждающимся людям в работах русских философов.

Литература

1. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов. – М., 1995.

2. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине (по австралийским этнографическим данным). – М., 1987.

3. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1.

4. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. – М., 1987.

5. Беклешов Д. В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993.

6. Бербешкина 3. А. Этика социального работника // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1993.

7. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.

8. Бодалев А. А. Психология общения. М. – Воронеж, 1996.


Профессиональная этика, как этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе особые ситуации и противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в социальной работе особых, более жестких моральных принципов и норм. Этика в социальной работе не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности.
Труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека. Важную роль в преодолении разрыва между концептуальными основами профессиональной этики и их реальным осуществлением в практической деятельности может сыграть система профессиональной подготовки социальных работников всех уровней. В связи с этим этика социальной работы, как учебная и научная дисциплина и одна из важнейших составляющих профессиональной деятельности, является основополагающей как при подготовке специалистов в области социальной работы, так и в их практической деятельности.
Этическое воспитание социального работника должно стать неотъемлемой частью его подготовки. Основные усилия при этом должны быть направлены на развитие этических навыков и нравственности специалиста. В целом обучение и воспитание социального работника должно иметь главной задачей не только изучение всех тонкостей теории и технологий профессиональной деятельности по оказанию необходимой помощи клиентам, формирования социальной политики, но и умения с точки зрения морали и нравственности управлять своими действиями, выбирать собственные ценности. Такой подход к образованию включает в себя как научные практические знания, так и этические и моральные ценности, на основе которых социальный работник выстраивает свою деятельность. Именно вследствие этого процесс обучения и воспитания социального работника неотделимы друг от друга. Усвоение обучающимися в процессе профессиональной подготовки этических норм и правил позволяет повысить качество теоретической и практической подготовки специалистов, а, следовательно, и эффективность самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.

Предмет – этические основы социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.

Цель курса – осознать необходимость использования в профессиональной деятельности этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, и учитывать их при разработке социальных программ по защите интересов людей.

Задачи курса:

1. Способствовать формированию у студентов личностных ценностных ориентаций в области профессионального образования.

2. Развивать общественно значимые мотивы профессионального выбора.

3. Сформировать знания о профессиональных этических нормах и правилах.

4. Ознакомить студентов с отечественным и зарубежным кодексами социального работника.

Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе (Г.П. Медведева).

Состояние и тенденции развития современного общества определяют две характерные черты, значение которых трудно переоценить:

1. Деятельность государства приобретает в официальных документах все большую социальную направленность, т. е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является оказание всесторонней разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной его самореализации.

2. У силивается стремление в обществе привнести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Важнейшим является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, – стремление строить деловые и межличностные отношения на конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики.

Задача этической оценки деятельности социального работника не была столь насущной, когда социальная работа была благотворительностью, актом милосердия со стороны частных лиц или их объединений. В этот период – до Октябрьского переворота – благотворительная деятельность регламентировалась в нашей стране главным образом идеологией православия, являвшегося фактически официальной государственной идеологией, обычаями и традициями, сохраненными с глубокой древности, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди как «возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для повседневного обихода.

Однако в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего развития, – т. е., по сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Опыт показывает, что необходимость в подобной этической регламентации профессионального поведения и деятельности возникает обычно в тех случаях, когда в соответствии со спецификой деятельности от представителей профессии требуется повышенная моральная ответственность, регламентируемая дополнительными, более жесткими нормами поведения, когда не действуют (или действуют слабо) внутренние этические императивы ее представителей.

Причины:

1. Общее падение духовности и нравственности в обществе, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других – физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно, а моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план.

2. В условиях безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы) в социальную работу порой приходят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. Каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения. В связи с этим зарубежный опыт социальной работы не всегда возможно применить в условиях нашего общества, поэтому необходима разработка национальных этических кодексов социальных работников, соответствующих нашим конкретным условиям.

4. Социальная работа не может в полной мере разделить с государственными структурами, местными органами власти ту систему ценностей, которая ими исповедуется фактически. Например, интересы рыночной экономики, которая подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, не востребованным экономикой и не имеющим возможности самостоятельно решать свои проблемы.

5. Важна этическая ориентированность деятельности социального работника также для того, чтобы преодолеть возможное противоречие между целью данной деятельности и средствами ее достижения. Тезис «цель оправдывает средства» в социальной работе неприемлем.

6. В отличие от большинства других видов деятельности, социальная работа проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

7. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и строгого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию услуг, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социально-экономического и политического неравенства, нарушениями на социальной справедливости. Его усилия принесут пользу только в том случае, если на всех уровнях своей работы он будет руководствоваться прежде всего этическими нормами и правилами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: