Идеализм

Материализм

Своеобразие ответов на обе части основного вопроса философии и даст нам все многообразие течений, подходов и школ в философии на протяжении всей ее истории.

Философы, которые началом мира (первопричиной) считали природу или материю, вечно существующую называются материалисты. Те же, кто полагает, что Дух, Духовная субстанция (названия различаются) существовал прежде природы, материи и породил ее. Кто разделяет так или иначе идею Сотворения нашего Мира составляют лагерь идеалистов. Безусловно, нашлись философы считающие оба начала равноправными и существующими вечно. Их назвали дуалистами (дуа на латыни - два).

В свою очередь, каждое из течений прошло долгую историю развития и подразделяется на несколько форм или этапов. Нам это поможет в следующий раз, в теме История философии. Представим в виде схемы.

1 историческая форма Стихийный или наивный материализм древних философов.

(некоторые восточные и древнегреческие мыслители).

2 Метафизический материализм философии Нового времени (16-18в.в.)

3 .Революционный материализм демократов сер.19в. (Л.Фейербах, Н.Чернышевский и др.)

4. Диалектический материализм (философия марксизма)

В зависимости от того, кто конкретно имеется в виду под духовным началом, и кто является субъектом: индивид (его сознание) или Дух, Мировая Воля или Мировой Разум, Абсолютная идея, Объективный Дух, Космическая духовная энергия или Бог,) Отсюда идеализм делится на

Объективный идеализм - Духовное начало - надмировое, человек лишь часть Творения, выполняющее его Волю или служащее конкретным целям. Объективный идеализм абсолютизирует Активность Сознания, но отрывает абстрактное мышление от его носителя - Индивидуального и Общественного сознания и выносит за пределы нашей Вселенной.

Субъективный идеализм – таким началом считает Индивидуальный Дух или сознание «Мое Я творит мир» - Фихте (философия Нового времени Беркли, Юм, И.Кант, Фихте, Ницше и др.).Они абсолютизируют Интуицию и Волю -практический разум индивида, доходя в своих крайних концепциях до солипсизма (отрицание существования других людей кроме моего Я)

И материалисты и идеалисты, в рамках Онтологии или учении о Бытии мира (1 часть основного вопроса философии) также делятся на Диалектиков и метафизиков. Это разделение связано не только с разным объяснением устройства мира и его развития, но и с методами познания, мышления и действия, то есть с методологической функцией философии.

Метафизика как термин в философии имеет два значения. Первое значение мы разбирали в первом вопросе,когда говорили о месте философии в системе наук. Метафизика-то, что после «физики», сверх физики- то есть постижение основ, причин и законов объединяющих законы физики и других наук.

Метафизика как философский метод постижения [1] акцентируется на взаимосвязи, единстве, внутренней целостности предметов и явлений и в тоже время их качественном различии, обособлении один от другого. Метафизики признают лишь циклическое развитие, эволюционные изменения, не видят общей основы противоположных явлений. На таком методе основано вся формальная логика (Аристотель и Декарт). Либо белое либо черное. Либо хорошо, либо плохо. Из пункта А можно попасть в пункт Б только одним способом. Метафизика обосновывает преемственность и стабильность бытия, служит основой консервативному мышлению, но не может объяснить как появляется новое.

Диалектика - наоборот считает, что все вещи и явления внутренне противоречивы и именно противоречия и борьба противоположностей является источником развития мира, порождение нового из старого. Совершенно противоположные процессы внутренне и внешне связаны и взаимопорождают друг друга. Мир многолик, качественно разнороден, но един и постоянно развивается. Диалектический метод познания требует рассматривать любой объект в его внутренней противоречивости и в его развитии (чем он был, чем есть и чем будет). Поэтому диалектический метод связывают с революционной идеологией. Различают диалектику древних (Индия, Китай, Греция),идеалистическую диалектику Гегеля (разработавшего диалектическую логику), субъективную диалектику Канта и Фихте и материалистическую диалектику К.Маркса и его последователей и субъективную диалектику современных философов (Адорно, Маркузе и др.)

В зависимости от решения второй части основного вопроса философии, все философы подразделяются на тех, кто считает,что мир в принципе познаваем(в той или иной мере) и таких большинство, но есть также скептики и агностиков. (гносис - познание, предлог «а»- частица «не»,отрицание познания).

1. Античный скептицизм представлен в учениях греческих софистиков (ученики Сократа) и римских киников(циников) (Агриппа). С точки зрения скептиков,человек никогда не может проникнуть в суть вещей. «Мне кажется этот предмет белый» Тезис Протагора: «Человек-мера всех вещей, Существующих, что они существуют, а не существующих, то что они не существуют…»,- трактуется ими как невозможность познать вещи какие они есть сами по себе, вне наших представлений и восприятия их. Они сформулировали ряд софизмов или парадоксов («Лысый», «Куча», «Я лжец» и т.д.) Зенон, Пиррон, Карнеад.

2. Среди агностиков различают полный агностицизм Беркли, Фихте и Юма, которые дискредитируют человеческие знания, опираясь на неоспоримый факт, что все наши знания о мире есть содержание нашего индивидуального Сознания и стыдливый агностицизм И.Канта с его теорией о феноменах (явлениях), которые есть результаты взаимодействия индивидуального сознания с миром = «вещью в себе», трансцендентальной (непознаваемой) сущности (ноуменах). Агностицизм отражает сложности процесса познания, противоречивый и неполный его характер. Более подробно в теме Познание.

Диалектика и метафизика, также как идеализм и материализм есть одновременно формы мировоззрения и методы познания мира. Эти течения абсолютизируют ту или иную сторону действительности, делают акцент или отдают преимущество тому или другому началу. Для формирования собственного мировоззрения Вам будет необходимо знакомиться в каждой теме с аргументами той или другой стороны и самому решать, кто из них прав. На мой взгляд, все философские учения (включая и агностицизм) содержат долю Истины (большую или меньшую) и отражают реальную картину бытия, его многообразия. Несовместимость взглядов связана лишь с тем простым фактом,что сам мир сложен и противоречив и столь же сложным является его постижение и понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: