У вопрос. Функции философии

Самостоятельно по учебнику.

Мировоззренческая функция - философия помогает индивиду не только сформировать свои взгляды.но является и способом овладения действительностью, определения жизненных целей и способов их достижения, т.е. жизненной стратегии.

Гносеологическая функция – исследует процесс познания, его закономерности и возможности, условия и элементы.

Онтологическая функция - разрабатывает учение о бытии и развитии мира,какой он есть сам по себе, дает картины миры адекватные уровню развития современных наук.

Праксеологическая функция – формирует активно преобразовательное отношение человека к миру, способы, пути и границы его практического освоения, изучает проблемы свободы воли, структуру и последствия деятельности человека.

Методологическая функция – философия выполняет роль общенаучного метода познания, разрабатывает цели, способы и стратегию идеалов человечества, методы практического и познавательного процессов, их оценка с точки зрения эффективности, истинности и организованности.

Критическая функция - философия изучая все процессы в развитии и оценивая методы практики и познания, критикует неэффективные пути развития или антигуманные средства достижения целей давая обществу идеалы и ценности.

Идеологическая функция – философские учения служат основой разработки идеологии и политики партий и организаций. Именно философия определяет цели, принципы и убеждения, которые становятся идеалом и целью идеологического или политического движения.

Воспитательная функция философии- состоит в том, что изучая философия, индивид подымается в осмыслении своего бытия до уровня философского мышления, он начинает за деревьями видеть лес, за явлениями-суть, за словами –мысль, за событиями- смысл и направление. Он перестает быть песчинкой,винтиком, щепкой в потоке событий, а начинает мыслить и рассуждать как самостоятельный субъект действия, становится зрелой личностью.

Аксеологическая функция связано с тем, что философия раскрывает истинные ценности бытия и смысл жизни человека, его предназначение. Она исследует моральные и эстетические отношения людей и оценивает их.

Интегрирующая функция - связано с особым местом философии в системе наук и культуры в целом. Она охватывает и объединяет все науки, все формы общественного сознания,все уровни и элементы культуры,делая их предметом философского анализа и оценки.

В заключение хочу сказать, что надо различать по степени глубины обобщения и значимости:

  • Философию как теоретико-научную форму общественного мировоззрения, ее создают философы в своих трудах;
  • Философию как учебную общеобразовательную дисциплину, она изложена в учебниках и учебных пособиях;
  • Философию как элемент обыденного индивидуального сознания (жизненная философия каждого из нас) – жизненные установки и ценности;
  • Философию как элемент искусства - элитарное искусство;
  • Философию как основу идеологии фирм, организаций, политических партий- существует в форме стратегии.
  • Философию как мудрость (не связанную с образованием) – мудрецы, мыслители, провидцы и пророки, к которым все идут за советом.

Л.Чернова.

21.08.2004г.

Домашнее задание. Законспектировать таблицу 1. Сравнение исторических типов мировоззрений.

Вопросы для закрепления материала:

1. Мировоззрение и его структура, общественно-исторический характер и функции мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии, плюрализм философских школ. Основной вопрос философии и его решения основными направлениями и методами в философии: материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм, метафизика, диалектика.

3.Функции философии и ее роль в обществе. Жизненная или практическая философия.

4. Мировоззрение, философия и архитектура: взаимовлияния.


[1] Метод- прием или способ теоретического или практического действия, направленный на познание или изменение объекта. Методом может выступать любая теория, если она применяется для научных или практических целей. Методы специальных наук ограничены в области применение. Философские методы- универсальными и применимы во всех областях познания и практики.Но они там применяются косвенно- преломляясь в методах и положениях данной науки или технологии. Внутренняя логика развития науки доказала, что наиболее правильные и глубокие открытия делаются, если автор подымается до философских глубин и обобщений и опирается на философские методы постижения объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: