Самостоятельно по учебнику.
Мировоззренческая функция - философия помогает индивиду не только сформировать свои взгляды.но является и способом овладения действительностью, определения жизненных целей и способов их достижения, т.е. жизненной стратегии.
Гносеологическая функция – исследует процесс познания, его закономерности и возможности, условия и элементы.
Онтологическая функция - разрабатывает учение о бытии и развитии мира,какой он есть сам по себе, дает картины миры адекватные уровню развития современных наук.
Праксеологическая функция – формирует активно преобразовательное отношение человека к миру, способы, пути и границы его практического освоения, изучает проблемы свободы воли, структуру и последствия деятельности человека.
Методологическая функция – философия выполняет роль общенаучного метода познания, разрабатывает цели, способы и стратегию идеалов человечества, методы практического и познавательного процессов, их оценка с точки зрения эффективности, истинности и организованности.
|
|
Критическая функция - философия изучая все процессы в развитии и оценивая методы практики и познания, критикует неэффективные пути развития или антигуманные средства достижения целей давая обществу идеалы и ценности.
Идеологическая функция – философские учения служат основой разработки идеологии и политики партий и организаций. Именно философия определяет цели, принципы и убеждения, которые становятся идеалом и целью идеологического или политического движения.
Воспитательная функция философии- состоит в том, что изучая философия, индивид подымается в осмыслении своего бытия до уровня философского мышления, он начинает за деревьями видеть лес, за явлениями-суть, за словами –мысль, за событиями- смысл и направление. Он перестает быть песчинкой,винтиком, щепкой в потоке событий, а начинает мыслить и рассуждать как самостоятельный субъект действия, становится зрелой личностью.
Аксеологическая функция связано с тем, что философия раскрывает истинные ценности бытия и смысл жизни человека, его предназначение. Она исследует моральные и эстетические отношения людей и оценивает их.
Интегрирующая функция - связано с особым местом философии в системе наук и культуры в целом. Она охватывает и объединяет все науки, все формы общественного сознания,все уровни и элементы культуры,делая их предметом философского анализа и оценки.
В заключение хочу сказать, что надо различать по степени глубины обобщения и значимости:
- Философию как теоретико-научную форму общественного мировоззрения, ее создают философы в своих трудах;
- Философию как учебную общеобразовательную дисциплину, она изложена в учебниках и учебных пособиях;
- Философию как элемент обыденного индивидуального сознания (жизненная философия каждого из нас) – жизненные установки и ценности;
- Философию как элемент искусства - элитарное искусство;
- Философию как основу идеологии фирм, организаций, политических партий- существует в форме стратегии.
- Философию как мудрость (не связанную с образованием) – мудрецы, мыслители, провидцы и пророки, к которым все идут за советом.
Л.Чернова.
|
|
21.08.2004г.
Домашнее задание. Законспектировать таблицу 1. Сравнение исторических типов мировоззрений.
Вопросы для закрепления материала:
1. Мировоззрение и его структура, общественно-исторический характер и функции мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
2. Предмет философии, плюрализм философских школ. Основной вопрос философии и его решения основными направлениями и методами в философии: материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм, метафизика, диалектика.
3.Функции философии и ее роль в обществе. Жизненная или практическая философия.
4. Мировоззрение, философия и архитектура: взаимовлияния.
[1] Метод- прием или способ теоретического или практического действия, направленный на познание или изменение объекта. Методом может выступать любая теория, если она применяется для научных или практических целей. Методы специальных наук ограничены в области применение. Философские методы- универсальными и применимы во всех областях познания и практики.Но они там применяются косвенно- преломляясь в методах и положениях данной науки или технологии. Внутренняя логика развития науки доказала, что наиболее правильные и глубокие открытия делаются, если автор подымается до философских глубин и обобщений и опирается на философские методы постижения объекта.