Проблема соотношения форм

К этой проблеме Энгельс подходит диалектически и считает, что связаны генетически. Физическая форма - генетическая основа для возникновения формы химической. Так же химическая - основа биологической. В этом смысле каждая последующая форма генетически вырастает из предыдущей. Но существует и качественная специфика, то есть более высокая форма несводима к более низкой. Что является источником качественного скачка? Эта проблема стоит остро применительно к двум моментам:

· переход от живой к неживой природе, то есть проблема биогенеза

· проблема антропогенеза

Эти проблемы рассматриваются в космологическом направлении неореализма, например, у креационистов, школа Сан Диего: качественные скачки объяснимы лишь Библией.

Энгельс выдвигает 2 гипотезы в рамках этих 2 проблем: роль химии в происхождении жизни. И роль труда. То есть он предложил трудовую теорию происхождения человека.

Главная мысль статьи состоит в следующем. Когда человекообразное существо приняло вертикальное положение, это создало новые возможности общения с природой, поскольку освободились верхние конечности. Эти существа начали обрабатывать материалы для создания орудий труда. Это создало условия для накопления опыта. А он объективируется, опредмечивается. Де-факто наука руководствуется его теорией при изучении проблем происхождения человека.

Энгельс касается проблемы классификации наук. В качестве объективной основы он берет учение о формах движения материи. Выделяет механическую, математическую, физическую, химическую и науку об обществе. Математика стоит особняком как наука о количественных и пространственных соотношениях. Уделяет внимание соотношению высшей и элементарной математики, считая, что появление высшей математики - диалектический характер мышления в области математики. В физике сосредоточивает внимание на превращении энергии как проявлении единства природы. Проявление единства - закон сохранения энергии. То есть в каждой науке ищет диалектику. «Вся доступная нам природа - совокупность тел». Причем, неуничтожимость энергии следует понимать не только в количественном отношении, но и в качественном. Неуничтожимость энергии любого вида движения, в том числе социального. То есть продукты саморазвития материи - результат самодвижения материи. Соответственно, Энгельс отвергает концепцию тепловой смерти Вселенной. В химии он выделяет проблему атомистики. В биологии актуализирует проблему происхождения жизни и останавливается на проблеме определения сущности жизни. Еще в «Антидюринге» он говорил: «Жизнь есть форма существования белковых тел». Здесь подчеркивается, что жизнь - постоянное самообновление живых существ. То есть диалектика изменчивости и неизменности играет здесь особую роль. Открытие клетки - клеточное строение демонстрирует единство живых существ. Еще одно открытие в поле внимания Энгельса - теория Дарвина. Благодаря трем открытиям (закон сохранения энергии, открытие клетки, теория Дарвина) подтверждается верность материалистической позиции в философии.

Энгельс различает объективную и субъективную диалектику. Субъективная - диалектика человеческого мышления. Он подчеркивает ее значимость, она вырастает в диалектическую логику, это поздний продукт развития человеческого мышления. Объективная диалектика - диалектика понятий.

II. Карл Маркс родился 5 мая 1818г. в Германии в г.Трире Рейнской области, принадлежавшей к промышленно развитой части страны. Его отец был либерально мыслящим, образованным адвокатом. По окончании гимназии Маркс учился в Боннском, а затем в Берлинском университете, где познакомился с философией Гегеля. Он без колебаний примкнул к левому крылу последователей выдающегося мыслителя – к младогегельянцам. (Гегельянство – философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Школа Гегеля распалась в Германии на правое – теистическое крыло и радикальное левое крыло, младогегельянцы).

Радикальное направление мысли молодого Маркса нашло выражение в его докторской диссертации, посвященной философии Эпикура и содержавшей оригинальные оценки античной философии.

С 1842г. Маркс становится редактором «Рейнской газеты». В статьях Маркса бросается в глаза острая политическая направленность. Нарастающий радикализм политических взглядов приводит его к разрыву с младогегельянцами, что побуждает его к критике гегелевской философии.

Некоторое время он находится под влиянием философских воззрений Фейербаха, который также критикует Гегеля. Но Маркс ясно видит и недостатки фейербаховского подхода, который, по его словам, слишком много напирает на природу и слишком мало – на политику. Маркс не может согласиться с абстрактным гуманизмом Фейербаха, с его далеким от реальных общественных отношений антропологическим взглядом на человека и общество.

После закрытия прусскими властями «Рейнской газеты» Маркс в конце октября 1843г. переезжает в Париж, где редактирует новое издание – «Немецко-французский ежегодник».

Умер К.Маркс в 1883г.

В целом сохраняя представления о мире как диалектическом процессе, разработанное Гегелем, Марк в отличие от него признает не идеи, а развитие материальной жизни. Если Гегель акцентировал внимание на приоритете культурно-исторического фактора в истории, то Маркс признает приоритетное значение материально-экономического фактора, т.е. экономика превалирует над духовным фактором.

В области экономики Марксом были раскрыты тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и эксплуатации человека в системе товарно-денежных отношений. Ценным вкладом в развитие философии явилось открытие экономической формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л.Фейербаха о религиозном отчуждении, Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. А наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма, по мнению Маркса, является экономическое отчуждение.

В чем состояла эта концепция отчуждения? Прежде всего Маркс показал сущность отчужденного труда, когда труд подневольный не приносит ни физического, ни нравственного удовлетворения, поскольку это труд не на себя, а на хозяина. Результаты такого труда принадлежат не работнику, они для него (как и сам труд) как бы чуждые, посторонние. Поэтому, 1) Труд для рабочего – только средство жизни, но не само жизнь.

2) У рабочего нет выбора – работать или не работать. Он должен работать, чтобы жить. Но это – не удовлетворение потребности в труде, а лишь средство для удовлетворения других потребностей. В результате человек ищет пути своей жизненной реализации не в труде, а вне его. Чаще всего это примитивно – животные потребности – пища, украшение жилища или самого себя. Труд же из функции возвышения человека переходит в функцию его унижения. 3) Отчужденный труд превращает человека в механизм. Человек, занятый таким трудом, не может быть свободным и ответственным человеком, ибо это раб производства, «винтик» его. Как могут такие люди относиться друг к другу? Отношения между ними – это не отношения между свободными людьми, а отношения чужих, враждебных друг другу механизмов.

В марксовой схеме отчуждения отчуждение труда порождает все другие формы отчуждения в обществе: политическое, правовое, экономическое, нравственное. Отчуждение труда напрямую связано с существованием частной собственности. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством революции и последующих социально-экономических преобразований. В результате каждый человек становится сознательным, свободным и творческим. Он также становится активным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, способным полностью реализовать себя.

Новизна марксовой философии состоит также в том, что он обосновывает труд как эпистемологическое понятие. Благодаря труду и посредством труда люди способны мыслить и познавать, а сам процесс познания становится активно-творческим, т.е. труд является материальным основанием формирования и развития человеческого сознания.

Идеи К.Маркса творчески продолжил Ф.Энгельс.

III. Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820г. в г.Бармене. Отец его был фабрикантом. Не успев окончить городскую школу, но получив тем не менее основательное образование, Энгельс уже в 1838г. начал работу в конторе своего отца. Выкраивая время после службы, Энгельс знакомится с произведениями Гегеля.

С 1841г. Энгельс прошел военную службу в Берлине. Все свое свободное время он по-прежнему уделял самообразованию. Как и Маркс, он на некоторое время становится сторонником идей Фейербаха.

В 1842г. происходит кратковременная встреча Маркса и Энгельса в «Рейнской газете», т.к. Энгельс переезжает в Манчестер – крупный промышленный центр Англии. Затем в 1844г. Энгельс вновь встречается с Марксом в Париже, где они вместе сотрудничают в «Немецко-французском ежегоднике». Сотрудничество в «Н.- ф. ежегоднике» тесно связывает их крепкой дружбой на всю жизнь. В этой дружбе выковывалось новое социалистическое мировоззрение.

Умер Ф.Энгельс в 1895г.

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф.Энгельс пытался показать, что семья и статус женщины в обществе и семье значительно претерпели трансформацию в ходе исторического развития под влиянием эволюции способа производства и форм собственности. Ф.Энгельс показал, как и каким образом происходит эволюция семьи и брака, как усиливается эксплуатация и маргинализация женщины, замыкание ее жизни приватной сферой. Ф.Энгельс способствовал формированию дискуссий об экономической основе различия гендерных (мужских и женских) ролей, постановке вопроса о статусе женщины и ее эмансипации, об изменении института традиционного брака и снятии зависимости женщины от мужчины.

Ф.Энгельс разработал идеи о диалектике природы, о материи как субстанции сущего, разработал классификацию форм движения материи, положение о пространстве и времени как атрибутах материи, о материальном единстве мира. По мнению Энгельса, диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и человеческого мышления. Диалектическое развитие – это сложный, противоречивый, поступательный процесс изменения как материальных процессов, общественных систем, так и теоретических идей. Таким образом, весь мир – это постоянный и бесконечный процесс изменения и превращения, а источником этого изменения является борьба противоположностей. В «Анти–Дюринге» Энгельс специально останавливается на характеристике всеобщих законов диалектического развития.

В свете этих законов развитие предстает как саморазвитие, как процесс новообразования, которое носит направленный, поступательный, противоречивый, скачкообразный и необратимый характер. Таким образом, диалектика, по мысли Энгельса, это учение о развитии с точки зрения того, как оно есть (онтология), как оно (развитие) познается и отражается в формах сознания (теория познания и диалектическая логика). Диалектика есть единство трех разделов философии: онтологии, гносеологии и диалектической логики. Сама же диалектическая логика есть учение о науке о законах развивающегося теоретического мышления. А само теоретическое мышление есть идеально-творческое и критическое воспроизводство практической деятельности человечества. Таки образом, человек способен знать по тому «что» и «как» люди производят в процессе практики. Мир практически изменить можно посредством практического действия на основе теоретического анализа условий, оснований, движущих сил. Таким образом, теоретико-философский анализ философии природы, общества и мышления приводит Энгельса мысли о приоритете экономики в жизни человеческого сообщества, а сам анализ сознания и его содержания был впервые проведен через постижение предметных форм человеческой деятельности.

Итак, если Маркс действовал как «социальный психоаналитик» (Э.Фромм), пытаясь объяснить и освободить сознание людей путем социального переустройства общества, то Энгельс попытался обосновать философию природы и общества как материальных оснований активно-творческого и теоретического мышления, последний, постигая внутреннюю логику развития своих материально-природных оснований способен осуществить социальные преобразования.

Открытые Марксом и Энгельсом законы развития общества, природы и теоретического мышления, объяснения приоритетной роли экономики в общественном развитии, вплетенности сознания индивидов в социальную ткань общества, в предметную практическую деятельность и др. виды оказали идейно-теоретическое влияние на многие умы западного мира как в плане их апологетики, так и в плане их критики.

Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает механизм изменения, самодвижения, то закон перехода количества в качество характеризует механизм возникновения нового, а закон отрицания отрицания характеризует направленность развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: