Соотношение философии и науки по предмету

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Предмет философии  
Лекция 2. Структура философского знания  
Лекция 3. Основные философские традиции  
Лекция 4. Философская «картина мира» (онтология)  
Лекция 5. Познание как деятельность (гносеология)  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Лекция № 1. Предмет философии.

Основная проблема: соотношение философии и науки по предмету.

Цель: определить предмет философии как отношение человека к миру, так что аспекты этого отношения (онтологический, гносеологический и аксиологический) определяют основные разделы философии, а философия рассматривается как теоретическое мировоззрение.

Основные дидактические единицы лекции по программе.

Множество определений философии. Философия как совокупность знаний о мире и человеке. Генезис науки. Позитивизм (О.Конт). Мировоззренческая и методологическая функции философии. Специфика философских проблем: исследование смысла, присущего целому. Характер философских проблем (К.Ясперс) и «вечные» философские проблемы (Б.Рассел).

Предмет философии как (1) мир вне человека, субъекта («научный подход»); (2) человек, его отношение к миру, субъективность («аксиологический», антропологический подход); (3) человек в его отношении к миру, взаимосвязь объективного и субъективного («рационалистический» подход). Отношение человека к миру: онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое.

Основные понятия: предмет знания, знание, проблема;

наука, общезначимость и принудительность научного знания; позитивизм;

предмет философии, философия, гносеологическая функция философии, методологическая функция философии, онтология, гносеология, аксиология.

План

1. Соотношение философии и науки по предмету.

2. Предмет философии как отношение человека к миру

Множество определений философии. Существует множество определений философии и ее предмета[1]. «Древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности – стоики, эпикурейцы – видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

Родоначальники новоевропейской философии Бэкон и Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание....И.Кант отличал философию в ее школьном понимании – как систему философских знаний – от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума....

С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир, и самого себя. В свете кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции – существования человека в истории, обществе, мире»[2].

Всем вышеперечисленным подходам присуще и нечто общее. А именно: для решения практических задач необходимо иметь истинное знание о вещах и процессах, которые нас окружают. Западноевропейское понимание философии рождается в противопоставлении истинного знания (философия) – ложному (миф).

Философия как совокупность истинного знания о мире и человеке. Считается, что впервые термин «философ» употребил Гераклит. Философ, по Гераклиту, – это исследователь природы вещей, т.е. «внутреннего устройства» вещи, того, что вещь представляет собой на самом деле (по своей природе), а не во мнениях людей. Мнения людей о вещах бывают разные, причем все они – ложны. Знание о вещи – это знание ее природы, т.е. ее истинного устройства[3].

Таким образом, Гераклит под философией как «любовью к мудрости» понимает следование мудрости как следование истине – «природе вещей», внутренним закономерностям вещей, закономерностям, лежащим вне субъекта.

Философское знание потому является истинным, что дает теоретическое, понятийно-логическое описание изучаемого предмета, опирающееся на логические принципы и правила.

 
 
ФИЛОСОФИЯ = совокупность истинного знания о мире и человеке.


Генезис науки. Начиная с XVII в. и до начала ХХ в. происходит генезис и развитие классической науки. Наука – это высокоспециализированный и специально организованный вид деятельности, направленный на выработку объективно истинного знания о материальном мире. В Новое время наука – это знание, основанное на эксперименте и математике (это классическое понимание науки сейчас изменилось, но полностью не утратило своего значения)[4].

Истинность научного знания сочетается с его общезначимостью, то есть наука разработала такие процедуры и способы получения знания, что с результатами научного исследования, если оно прове­дено по всем правилам, невозможно не согласиться. Если в истин­ности того или иного научного утверждения возникают сомнения, то это утверждение можно проверить, повторив логику рассуждений и научные эксперименты. При этом результат окажется одинаковым у разных людей, если процесс исследования проведен с соблюдением всех требований методологии науки.

Таким образом, научное знание обладает «общезначимостью» и «принудительностью», то есть с выводами науки невозможно не согласиться, поскольку они подтверждены экспериментально, а повторение эксперимента приводит к тому же самому результату. Следовательно, в отличие от философского знания, истинность которого подтверждена логикой, научное знание обладает истинностью, подтвержденной и логикой, и экспериментом.

ПРОБЛЕМА соотношения философии и науки по предмету. Формирование классической науки приводит к тому, что предмет философии как окружающая человека реальность, действительность все более и более начинает познаваться и описываться отдельными науками. Зачем теоретизировать о природе (натурфилософия), если физика, химия, биология и т.д. дают не только теоретически обоснованное, но и экспериментально подтвержденное знание о соответствующих фрагментах (аспектах) природы? Если когда-то знание о человеке сосредотачивалось в рамках философии, то теперь оно развивается и углубляется как научное знание в области психологии, медицины, истории и т.д.

       
 
 
   
Проблема состоит в том, что же составляет предмет философии, если по мере развития естественных (позитивных) наук истинное знание о мире, причем подтверждаемое экспериментально, формирует наука?


Философия, как отметил философ В.Виндельбанд еще в начале ХХ века, относительно своего предмета оказывается на положении короля Лира, который, раздав свое королевство по частям, сам остался ни с чем[5].

Так возникает проблема соотношения философии и науки по предмету.

С одной стороны, философию можно рассматривать как совокуп­ность истинного знания о мире и человеке, поскольку философское знание есть результат критического рационального исследования «природы вещей».

С другой стороны, по мере формирования естественных наук о природе они все с большей полнотой дают истинное знание о мире и человеке, так что однажды наступит (или уже наступил) момент, когда научное знание опишет "весь мир", так что для философии не останется места.

Проблема, следовательно, состоит в том, что неясно, каков собственный предмет философии, что является предметом философско­го исследования и философского знания в условиях, когда научное знание с некоторой полнотой опишет природу, общество и человека?

Позитивизм (О.Конт). Вывод о том, что философия изживает себя по мере развития естественнонаучного знания, был сделан в рамках позитивизма в XIX в.

В «Курсе позитивной философии» (1830 – 1842) О.Конт (1798 – 1857) формулирует «закон трех стадий». «Изучая развитие человеческого разума... от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную...»[6].

Закон трех стадий – основополагающий закон философии Конта. Три стадии развития проходит как общество в целом, так и человеческий индивид. Если на теологической стадии развития познания знание о мире формируется на основе веры, что явления – результаты действий сверхъестественных сил, на метафизической стадии – на основе логически обоснованных абстрактных сущностей, то на научной (позитивной) стадии знание формируется как обоснованное наблюдением, фактами, экспериментом и научной индукцией.

Позиция О.Конта в философии науки получила название «позитивизм». В упрощенном виде позитивистская программа, опирающаяся на закон трех стадий, выражается в следующих утверждениях.

1. Теологический и метафизический этапы уже преодолены естествознанием, поэтому современный этап – этап позитивного знания о мире. Если будет создана позитивная наука об обществе (научная социология), то для религиозных «фикций» и философских «абстракций» просто не останется места.

2. Содержание позитивного знания – научные законы, выявление которых позволяет эффективно предвидеть события и воздействовать на природу. Позитивное знание об обществе, которое позволит упорядочить общественную жизнь, предвидеть и преодолевать общественные кризисы, должно быть создано по образцу естествознания.

Позитивизм – философское учение, согласно которому философия по мере развития позитивных наук ут­рачивает свой предмет и становится излишней, поскольку истинное знание о мире дают универсальные законы, сформулированные на основе обобщения фактов и подтвержденные экспериментально.

Мировоззренческая и методологическая функции философии. Существуют различные способы решения данной проблемы. Например, наука и философия рассматриваются как разные формы знания, дающие разные «картины мира» – естественнонаучную и философскую. Однако такое различение философии и науки в действительности не решает сформулированную проблему, поскольку непонятно, зачем нуж­на «философская картина мира», если существует «естественнонауч­ная», дающая истинное знание о мире, подтвержденное практикой (экспериментом, фактами)?

О.Конт, разрабатывая классификацию наук, не включил в них философию, но, по существу, оставил за философией методологическую функцию: задача философии – точное определение духа каждой из наук, «открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом».

Мировоззренческая и методологическая функции философии все же являются общепризнанными. К началу XXI века философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия (мировоззренческая функция философии – философская «картина мира») и принципах его познания (методологическая функция философии).

Специфика философских проблем: исследование смысла, присущего целому. Философия формулирует рациональные[7], философско-теоретические, логически выверенные истины. Не может быть алогичной философии, не может быть алогичной философской истины.

Вместе с тем философская истина – это не только теоретическая абстракция, построенная по законам логического мышления. Истина процессуальна в том смысле, что представляет собой не просто статичное знание (теоретико-логическую конструкцию), но такое знание, которое рассматривается в контексте его становления и принципиально открыто для критики и изменения (уточнения, «приращения»). Не овладение истиной как «вещью», которой можно владеть, но процесс поиска истины как реализация мышления. Истинное знание (мудрость, как говорили древние греки) не тождественно многознанию, которое «уму не научает». Таким образом, философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Философия – это особый стиль мышления, условно именуемый «философским», а по существу являющийся конструктивно-логическим, понятийно-категориальным. Овладение философией – это овладение особым стилем мышления, культурой мышления.

Философское знание, в отличие от научного знания, не носит принудительного характера. Это следует понимать и в том смысле, что философия – это не всегда ответ, но всегда – вопрошание (постановка вопроса). Для философского мышления особую значимость имеет сама постановка проблемы. Отсюда сократовское понимание процесса философского мышления как диалога, направленного на постижение истины. При этом исходной точкой и для начала диалога, и для перехода диалога на новый «виток», является вопрос. Именно умение «увидеть» вопрос там, где неглубокому уму «все ясно», а также умение формулировать проблемы (вопросы), составляет специфику культуры философского мышления.

Проблема – это вопрос, имеющий важное теоретическое или практическое значение. Философские проблемы характеризуются следующим:

1) предельный характер;

2) принципиальная неразрешимость.

1. Предельный характер философских проблем связан с тем, что философские вопросы касаются наиболее общих основ бытия и мышления. Эти вопросы «мигрируют» из эпохи в эпоху, получая то или иное рациональное решение, предопределяемое социокультурной ситуацией (мировоззрением эпохи) и личностью философа. Философия отвечает только на предельные (глобальные) вопросы, осознавая, что для окончательного ответа имеющихся в распоряжении данной культуры знаний недостаточно[8]. Предельность означает, что исследуется не та или иная часть предмета, а предмет в целом

2. История философии есть история человеческого мышления, которое ставит проблемы и работает над их решением. Философы работают над решением проблем, «оттачивая» инструменты познания, что и определяет значимость философии. Если же какая-то проблема получает общезначимое решение, то, «что на необходимой основе признается каждым, становится тем самым научным знанием и не является больше философией» (К.Ясперс).

Итак, специфика философских проблем состоит в их предельной обобщенности и принципиальной неразрешимости.

Пример: шесть философских проблем[9] (Б.Рассел). «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? Существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и мы как его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость?»

2. Предмет философии как отношение человека к миру.

Три подхода к предмету философии. Можно указать на три основных подхода к определению предмета философии в XX в. Это:

1) «научный подход» (предмет философии как мир вне человека, субъекта);

2) «аксиологический», «антропологический» подход (предмет философии как человек, субъект, человеческое существование, субъективное отношение человека к миру);

3) «рационалистический подход» (предмет философии – человек в его отношении к миру, взаимосвязь объективного и субъективного).

Таким образом, философское мышление направлено на реальность, имеющую два полюса – «Мир и Человек». Первый (научный) подход к трактовке предмета философии порождает трудности, связанные с разграничением философии и науки по предмету. Второй (антропологический) подход, делая акцент на одном из «полюсов» – «экзистенциональном существовании человека», имеет тенденцию к усечению, неполноте, сужении философской проблематики. Наиболее адекватным представляется третий (рационалистический) подход, при котором предметом философии является Бытие как особая сложная система, задаваемая отношением Человека к Миру[10]. В этом смысле предмет философии на протяжении всей ее истории остается стабильным.

Итак, предмет философии – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная реальность. Данное определение предмета философии является базовым определением в рамках нашего учебного курса. Исходя из этого определения на протяжении курса философия будет пониматься как теоретическое мировоззрение, совокупность взглядов на мир и место человека в нем [11].

Отношение человека к миру: онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое. Наше личное (и объективное, и субъективное) отношение к окружающей действительности различно, но все мы, независимо от нашего желания, соотносимся с окружающим миром, связаны с ним[12]. Эти связи можно классифицировать на четыре основных типа.

1. Человек существует не изолировано, а «в мире», являясь его частью. Это – онтологическое отношение (отношение существования), представляющее собой реальное бытие (существование) человека в мире, процесс взаимодействия мира и человека, процесс обмена веществом и энергией между индивидом и средой. Собственно, это непосредственная жизнь (жизнедеятельность) человека, рассматриваемая со стороны его биофизической и биосоциальной природы.

2. Человек – существо активное, субъект [13]. Он существует, активно воздействуя на окружение, действуя (иногда – целенаправлено, иногда – бесцельно). Это – праксиологическое отношение (отношение воздействия) человека к миру. Совокупность действий, направленных на достижение некоторой цели, представляет собой деятельность. Специфической формой человеческой деятельности является труд – деятельность, направленная на создание артефактов (внеприродных вещей).

3. Чтобы эффективно действовать в мире, человек должен обладать некоторыми знаниями об окружающей действительности. Это – гносеологическое отношение (познавательное отношение). Знание внутреннего устройства вещей, их свойств, причинно-следственных связей явлений, закономерностей процессов позволяет человеку контролировать свое воздействие на окружающую среду, успешно достигать поставленных целей.

4. Человеку свойственно давать оценки окружающим вещам, событиям людям: «больше-меньше», «хуже-лучше» и т.п. Это – аксиологическое отношение (оценочное отношение) человека к миру. Способность давать оценочные высказывания – атрибутивный признак человека. Наиболее значимы в социальной жизни человека этические (добро-зло) и эстетические (прекрасное-безобразное) ценности.

Типы отношений человека к миру позволяют выделить три основные части философии как теоретического мировоззрения.

Онтология – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия.

Термин «онтология» введен в 1613 г. Р.Гоклениусом, однако различение подлинного (истинного) бытия и неподлинного (иллюзорного) сущего введено уже в античной греческой философии. В частности, в дальнейшем мы будем рассматривать постановку онтологической проблемы древнегреческим философом Парменидом.

Гносеология – учение о познании, о структурах и формах знания, о методах познания и критериях истины.

Гносеологическая проблематика и, в частности, проблема метода познания, выходит на первый план в философии в эпоху Нового времени. Тем не менее гносеологическая проблема впервые была сформулирована в античной философии софистом Горгием. Программой нашего курса «Философия» изучению гносеологической проблематики отведено значительное место.

Аксиология – учение о ценностях, о природе ценностей, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности.

Проблему оценочных суждений поставили софисты в античной греческой философии (принцип релятивизма истины и релятивизма моральной нормы у Протагора). В XVIII в. в связи с переосмыслением оснований этики происходит расширение исследований по аксиологии. Понятие ценности впервые дает немецкий философ И.Кант, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Из этого противопоставления, по Канту, следует, что ценность не имеет бытия (в природе), у ценности есть только значимость (смысл для человека). Ценность – это требование, обращенное к воле и цели субъекта. Аксиологическая проблематика будет изучаться в соответствующих курсах «Этики» и «Эстетики».

Практические задания.

1. Дайте критическую оценку следующего определения философии:

«Философия – это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить целостность и единство мира» (Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М., 1999. – С. 124).

2. Сформулируйте проблему предмета философии в форме дихотомии (антиномии).

Лекция № 2. Структура философского знания.

Основная проблема: соотношение «единства и многообразия».

Цель: определить структуру философского знания, показав, что философское знание, будучи многообразным (разнообразным), находится в некотором единстве, причем целостность философского знания крайне сложно представить в виде четкой структуры.

Основные дидактические единицы лекции по программе.

Основной вопрос философии (Ф.Энгельс) и проблема классификации философского знания. Основные оппозиции: бытие и небытие, материя и сознание, материальное и идеальное, объект и субъект; монизм и плюрализм (дуализм). Вопрос о соотношении целого и части (холизм).

Отология, гносеология, аксиология. Философия природы, философия общества. Философия человека (философская антропология), философия морали (этика), философия искусства (эстетика), философия культуры, философия науки и т.д. Философские проблемы архитектуры.

Основные понятия: основной вопрос философии (Ф.Энгельс), отношение, генетическая и функциональная связь, материализм и идеализм, монизм и плюрализм;

материя, материальное и идеальное, объективное и субъективное, объективное идеальное и субъективное идеальное;

философия природы (натурфилософия), философия общества (социальная философия), философия человека (философская антропология).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: