Проблема реальности в современной философии

Экзистенциализм требует служения личности свободной и саморазвивающееся. Понятие ˝ пограничной ситуации ˝ (Ясперс). Такой выбор возможен только при выборе между жизнью и смертью.

“What is matter? Never mind! What is mind? Never matter!”

Основной объект изучения – язык как та особая среда‚ которая очерчивает границы человеческого опыта и существования. То‚ что есть в реальности – представлено в языке‚ чего нет – нет в реальности.

Существует определенная концептуальная схема‚ матрица‚ в соответствии с которой организуется мири и действительность/

Иероглифы – ассоциативный тип мышления, линейная письменность – логика.

В русском – больше описаний (прилагательных), в английском – действия (глаголов).

При сравнении древних языков‚ которые фиксируют нелинейный способ восприятия времени. Так или иначе‚ но язык повторяет определенную концептуальную матрицу.

Первоначально полагалось‚ что можно говорить о нейтральных фактах рассмотрения‚ что поможет очертить граница языка и реальности (верификация). Практика‚ однако‚ показала‚ что нет нейтральных фактов наблюдения и каждый из них – концептуально нагружен‚ подчинен определенной парадигме. Ученый видит то‚ что хочет увидеть‚ понять‚ но не реальность.

Модель действительности подчинена языку. Принцип отказа от реальности‚ который осуществляется в рамках аналитической традиции‚ и акцент только на языке‚ как единственной среде изучения‚ усиливается в параллельно развивающейся среде.

Кредо структурализма: ˝Все есть язык˝.

Значение знака определяется его положением в системе, соотнесением с другими знаками. Сравнивая высказывания‚ мы сравниваем лишь языковые высказывания.

Шла речь о конце реальности, т.к. все – язык.

Языковая интерпретация действительности начинает интерпретироваться через призму текста ‚ а не языка. Т.к. язык предполагает четкое соподчинение элементов‚ а текст – деструктурирован, составлен из отдельных цитат‚ отсылающих к различным текстам или контекстам.

Рассмотрение человека через такую призму чревато кризисом из-за константности. Идея же текста позволяет согласовать множественность позиций‚ взглядов при одновременном существовании определенных единых правил‚ которые очерчиваются-таки языком.

В тексте рассматриваются различные реальности (города – людей‚ живущих в нем‚ понимающих суть происходящего)‚ природы, межличностных отношений (где люди создают свою реальность).

Мир – это текст, который существует за счет пересечения смыслов, аккумуляции определенных символов‚ значений. Сознание организованно по тем же законам‚ что и текст.

При таком подходе стираются грани между реальным и виртуальным‚ вымышленным, причем виртуальное (virtus = реальный, истинный) может быть онтологически более значимым‚ чем реальность.

Не вещи играют главную роль в современном производстве‚ это может быть ˝капитал˝, реклама, какие-то новые символы‚ мари…

Сосю – организатор структурной лингвистики, он отбросил необходимость согласования значения слова через его корреляцию с реальностью. Знаки определяются знаками‚ а не реальностью.

Фрейд выводил смысл из структуры бессознательного.

Философия постмодернизма говорит о смерти реальности. Обусловлена эта модель, с одной стороны, символизации жизни. (Новое создается не на века‚ а на какой-то определенный, очень короткий период времени. Вещи теряют свои значимость). Современное общество интерпретируется как ˝общество игры˝, как театр‚ где весь мир – театр‚ а люди – актеры. Игра определяет пафос политики, где хороший политик – хороший актер; игра как никогда ранее присутствует в культуре.

Развитие компьютерной техники связано сейчас с игрой (это даже сравнимо с темпами развития военной компьютерной тезники).

Раньше:

Быть – экзистенция,

Иметь – индустриальная модель,

Казаться – современная модель.

В рамках философии реальность определяется как особый текст‚ истина которого зависит от его символической насыщенности. Нет разницы между реальностью виртуального пространства и действительным: и то и другое организованно по сходных законам, и то‚ и другое кем-то выдуманы; и то и другое может переходить одно в другое (как сны и действительность).

Виртуальная реальность оказывается предпочтительной и для философии8 и для науки‚ по сравнению с объективной данностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: