Философия власти

Власть – это способность свободного осуществления своей воли. Власть не следует путать с понятиями «господство» (предполагает бинарную оппозицию господствующего и подчиненного в рамках которой привилегии активности, творчества и власти связываются только с господствующими) и «насилие» (навязывание чьей-то воли вопреки желанию людей).

при обсуждении вопроса о власти следует учитывать:

· Источники власти

· О субъектах власти

· Цели власти

· Объекты власти (по объектам власти выделяют: семейная, экономическая, духовная, политическая)

· Механизмы власти

Источник власти – исходное природное неравенство людей (Платон, Макиавелли, Ницше).

Другая модель: власть – данное Богом (Восточные традиции)

Власть как результат насилия одного над другим (например, марксизм)

Власть через идею закона, договора, консенсуса (Гоббс, Локк, Монтескье). Вебер выделил основные типы политического господства (которые соответствуют определенному типу лидерства, культуры):

o Харизматическое (объемлет традиции, о которых писал Платон, т.е. к власти приходит кто-кто, кто обладает способностью вести за собой и т.д.). варварско-племенные объединения.

o Традиционное (воспринимается как данное богом). Монархические типы правления, источник самозванства.

o Легальное (связан с установлением демократических структур выбора, с представительской демократией). Современные общества. Они основаны уже не на аффективном компоненте, а на рациональном мышлении.

Субъект власти это могут быть личность, партия, государство, тот или иной институт, элита и т.д. связан с феноменом политического лидерства. Наиболее известная классификация (Макиавелли, Вебер): политические лидеры: ˝ львы˝ (популистский ориентированный тип, авторитарный, обладающий харизматическыми способностями, максимально востребован в ситуациях кризиса, перелома, перехода, либо в закрытом обществе) и ˝ лисы˝ (дипломаты, которые больше говорят с элитой, а не народом, максимально востребованы в стабильно развивающихся, открытых демократических обществах).

Цели власти – обычно это ˝общее благо˝. Начиная с Ницше, сама идея власти начинает интерпретироваться самоцель, как показатель силы человека. Цель тогда: в упоении властью, удовлетворении материальных потребностей.

Механизмы: выделение понятий ˝политический режим˝ (тоталитарный, авторитарный, демократический). Механизм осущ.власти традиционных общест отличается ассиматричностью, центрированность на ˝господине˝, базировался на ˝силе крови˝ (это и голубая кровь и право на пролитие крови людей).

Полицентричность власти – связана с рекламой. Такая власть повсеместная, распространяется на тотальную регуляцию жизни. Она создает представление о норме, но одновременно формирует собственную позицию, имеет информационно-символический характер → подвижное, глубокое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: