Лекция №2. Должна быть универсальная форма мышления: формализм, в рамках которого мышление обезразмеривается

Должна быть универсальная форма мышления: формализм, в рамках которого мышление обезразмеривается.

3. Язык: одно слово понимается по-разному или 2 разных слова понимаются одинаково – корень споров «о понятиях». Язык не может быть только индивидуальным, ему нужно научиться извне. Для создания новых языков нужно знание хотя бы одного. Детей после 12-14 лет нельзя научить языку, не запускается человеческое мышление. С помощью сил языка можно описывать природу, неведомое: Я – часть природы и и форма мышления[1]. => столкновение с неумеренным использованием языка. Появление новых терминов, слов и отождествление с существующими. V в. до н. э. – школа софистов: отказ от философии – способа оптимизации деятельности; а учили риторик и т.д. за деньги. Но поняли, что язык – не способ описания мира, а способ манипуляции чужим сознанием. Можно любую свою мысль вложить в чужое сознание, даже заведомую ложь. IV в. до н. э. – тема языка исчезает из исследований философов (вплоть до начала XX в.)

Философ как первобытный ученый: 1. Фалес Милетский (585 г. до н.э. – предсказание солнечного затмения[2]) => Милетская школа: «Физика», физиология (?). Сочинение «О природе»: сохранились только отдельные изречения. Что есть первоначало (αρχή) в природе? – вода. Метафорический способ описания мира: чему уподоблю «архэ» по свойствам? Воде (пластичность, животворение).

2. Анаксимандр (первый текст европейской философии): архэ – беспредельно (άπειρον), бесконечно: «Откуда берутся вещи, туда они и исчезают, ибо все вещи платят дань в силу своего беззакония в соответствии с порядком времени». Беззаконие в том, что вещь украла часть беспредельного, плата за существование – собственно существование. Беспредельность – одно, но не единственное, свойство архэ. Собственная космология: Земля – цилиндр, красота=симметрия=гармония= покой = истина (игра слов?). Жизнь зародилась в водоёмах. Телесное начало движения => в нём нет истины, изменчивость и истина несовместимы.

3. Анаксимен Милетский: архэ – воздух (αέρ) – динамическое начало. У архэ нет составных частей. Восток (Милет) – качество, Запад (Сицилия) – количество.

4. Пифагор вводит термин «философия»: «среди нас есть некоторые, которые не софой, а фило софой». Т.е. «эротичное» стремление к σοφοι – мудрости (было три стадии любви у греков: I стадия – телесная – афродисия => Афродита – богиня «пошлой» любви; II стадия – 50/50 – филия; III стадия – духовность – агапэ). Суть вещей – число. Числовая природа архэ => дробимость (до того архэ нельзя дробить). Наборы чисел - инвариант. Знания нужны, чтобы подготовить душу к последующему переселению. Мир прост, существует формула, которая всем управляет, нужно только найти её. Но: согласна ли мудрость вселиться в человека?

5. Гераклит Эфесский – изменчивость всего сущего: «Всё течёт, всё меняется» => нельзя войти в одну и ту же реку дважды. То, что вы знаете сегодня, завтра приходится узнавать заново. «Мир информативен, смысл не может быть остановлен в неизменном знании». Архэ – огонь. Тайная гармония лучше явной. Впервые появляется категория λογος (мысль, речь, текст, слово) – начало, которое не успокаивается, источник энергии (т.е., в современном мире – информация). «Мир – книга, текст без последней страницы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: