Тема 5. Социальная философия. ü Современное и будущее общество

ü Общество

ü Философия истории

ü Современное и будущее общество

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, сложная развивающаяся система их деятельности. До XIX в. в понимании природы общества преобладали религиозно-идеалистические представления, согласно которым общество есть продукт божественной воли и ведущим началом его жизнедеятельности является дух.

В современной философии и науках об обществе можно выделить несколько ведущих подходов к данной проблеме. Натуралистические концепции основное внимание уделяют географическому, биологическому и демографическому факторам. Слабое место данных концепций – сведение социальных закономерностей к биологическим.

Психологическое направление (фрейдизм и др.) видит основу общественного развития в психофизиологии личности, прежде всего в инстинктах. В теории социального действия (М. Вебера, Т. Парсонса и др.) общество представляет собой систему социальных ролей, которые играют люди. В марксизме основное внимание уделяется результатам, продуктам (в первую очередь материальным) деятельности масс. Здесь человек есть продукт общественных (прежде всего, производственных) отношений.

Есть попытки выделения не одного, а нескольких оснований общественного развития. Так, М. Вебер, не отрицая значения экономики, постарался доказать, что не меньшую роль в истории играют политика и культура. К примеру, он показал влияние протестантской этики XVI в. с ее идеями рационализма и честного предпринимательства (как служения Богу, а не средства наживы) на формирование капиталистических отношений в Западной Европе. Согласно М. Веберу, новоевропейская буржуазная цивилизация, сложившаяся в XVI – XVIII вв., стала результатом уникального сочетания экономических, политических, духовных и иных факторов. Такой плюралистический, комплексный подход получил условное название «теории факторов». Однако универсальной теории, объясняющей природу общества пока не создано.

Структура общества. Хотя общество функционирует как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности, – экономическая, социальная, политическая и духовная. При анализе экономики, как правило, рассматриваются степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных отноше­ний (отношения собственности, обмена, распределения и по­требления). В социальной сфере главное внимание уделяется формированию и развитию классов, социальных слоев и других социальных групп, в т.ч. этнических общностей (род, племя, на­родность, нация и др.); в политике – отношениям между соци­альными группами, государственными органами и обществен­ными организациями (в т.ч. партиями) по поводу завоевания государ­ственной власти и участия в управлении обществом; в духовной сфере – эволюции различных форм общественного сознания: нравственного, религиозного, эстетического, фило­софского, политического, научного, экономического и экологи­ческого (как на уровне обыденного сознания, социальной психо­логии, так и систематизированных знаний, или идеологии).

Вопросы развития общества – область философии истории. Люди давно пытались понять смысл своего существования и логику развития общества. В древности и Средние века, когда история еще не была наукой и в основном сводилась к составлению хроник «по царям», господствовали мифологические или религиозные представления о том, что все происходит по воле богов, а мир движется по кругу (циклу) от рождения к гибели и новому рождению. Цикл стал первым паттерном истории (от англ. pattern – эталон, образец, модель). В эпоху европейского Просвещения (ХVIII в.), когда историческое познание начинает приобретать черты логически обоснованной теории, утверждается идея о том, что не только Бог, но и человек может творить историю и при этом прогрессивно развиваться. Прогресс заключается в том, что общество становится все более разумным, справедливым и технически сильным. Так появился векторный (линеарный, прогрессистский) паттерн. В XIX в. Г. Гегель объединил обе названные модели исторического процесса – циклическую и прогрессистскую. В итоге появился образ развития общества «по спирали». Всемирную историю Г. Гегель разделил на три этапа (витка спирали): Восточный мир, Греческий и Римский мир, Германский мир (Западная Европа в Новое время). Именно с этим открытием Г. Гегеля принято связывать появление историософии (философии истории) и исторической науки. Названные паттерны сегодня используются в различных социально-философских теориях. Например, идея замкнутого цикла применяется в теории локальных цивилизаций, идея прогресса – в теории модернизации, а образ развития по спирали – в марксизме. Существуют и иные образы исторического процесса. Они лежат в основе определения закономерностей истории, например, социальных ритмов,из которых на сегодня наиболее исследованными считаются 11-летние циклы, описанные А.Л. Чижевским, и 48–55-летние экономические циклы, открытые Н.Д. Кондратьевым. Одним из наиболее дискуссионных в современной философии истории является вопрос о наличии и, главное, о возможности исследования законов истории.

В современной философии истории существуют две кон­курирующие парадигмы: формационная и цивилизационная. В середине XIX в. К. Маркс, опираясь на учение Г. Ге­геля, создал новую концепцию философии исто­рии. Главным отличием марксизма от предшествующих теорий было материалистическое понима­ние истории, при котором основной причиной прогресса счита­ется рост материальных потребностей людей. На этой основе разработана концепцию научного социализма (научного коммунизма).

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что общество развивается не путем постепенной эволюции, а через качественные револю­ционные скачки, обусловленные противоречиями между произ­водительными силами и производственными отношениями. Раз­ные типы производственных отношений (феодальный, капита­листический и др.) К. Маркс объединил заимствованным из геологии термином «формация» (экономическая общественная формация). Формация, или способ производства, тип производственных отношений, по Марксу, является базисом общества, определяющим тип политических и духовных отношений (надстройки). Формационный подход к истории позволил представить ее как спираль, каждый виток которой – это новый, более про­грес­сивный способ производ­ства. Всего их шесть:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: