ü Общество
ü Философия истории
ü Современное и будущее общество
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, сложная развивающаяся система их деятельности. До XIX в. в понимании природы общества преобладали религиозно-идеалистические представления, согласно которым общество есть продукт божественной воли и ведущим началом его жизнедеятельности является дух.
В современной философии и науках об обществе можно выделить несколько ведущих подходов к данной проблеме. Натуралистические концепции основное внимание уделяют географическому, биологическому и демографическому факторам. Слабое место данных концепций – сведение социальных закономерностей к биологическим.
Психологическое направление (фрейдизм и др.) видит основу общественного развития в психофизиологии личности, прежде всего в инстинктах. В теории социального действия (М. Вебера, Т. Парсонса и др.) общество представляет собой систему социальных ролей, которые играют люди. В марксизме основное внимание уделяется результатам, продуктам (в первую очередь материальным) деятельности масс. Здесь человек есть продукт общественных (прежде всего, производственных) отношений.
|
|
Есть попытки выделения не одного, а нескольких оснований общественного развития. Так, М. Вебер, не отрицая значения экономики, постарался доказать, что не меньшую роль в истории играют политика и культура. К примеру, он показал влияние протестантской этики XVI в. с ее идеями рационализма и честного предпринимательства (как служения Богу, а не средства наживы) на формирование капиталистических отношений в Западной Европе. Согласно М. Веберу, новоевропейская буржуазная цивилизация, сложившаяся в XVI – XVIII вв., стала результатом уникального сочетания экономических, политических, духовных и иных факторов. Такой плюралистический, комплексный подход получил условное название «теории факторов». Однако универсальной теории, объясняющей природу общества пока не создано.
Структура общества. Хотя общество функционирует как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности, – экономическая, социальная, политическая и духовная. При анализе экономики, как правило, рассматриваются степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления). В социальной сфере главное внимание уделяется формированию и развитию классов, социальных слоев и других социальных групп, в т.ч. этнических общностей (род, племя, народность, нация и др.); в политике – отношениям между социальными группами, государственными органами и общественными организациями (в т.ч. партиями) по поводу завоевания государственной власти и участия в управлении обществом; в духовной сфере – эволюции различных форм общественного сознания: нравственного, религиозного, эстетического, философского, политического, научного, экономического и экологического (как на уровне обыденного сознания, социальной психологии, так и систематизированных знаний, или идеологии).
|
|
Вопросы развития общества – область философии истории. Люди давно пытались понять смысл своего существования и логику развития общества. В древности и Средние века, когда история еще не была наукой и в основном сводилась к составлению хроник «по царям», господствовали мифологические или религиозные представления о том, что все происходит по воле богов, а мир движется по кругу (циклу) от рождения к гибели и новому рождению. Цикл стал первым паттерном истории (от англ. pattern – эталон, образец, модель). В эпоху европейского Просвещения (ХVIII в.), когда историческое познание начинает приобретать черты логически обоснованной теории, утверждается идея о том, что не только Бог, но и человек может творить историю и при этом прогрессивно развиваться. Прогресс заключается в том, что общество становится все более разумным, справедливым и технически сильным. Так появился векторный (линеарный, прогрессистский) паттерн. В XIX в. Г. Гегель объединил обе названные модели исторического процесса – циклическую и прогрессистскую. В итоге появился образ развития общества «по спирали». Всемирную историю Г. Гегель разделил на три этапа (витка спирали): Восточный мир, Греческий и Римский мир, Германский мир (Западная Европа в Новое время). Именно с этим открытием Г. Гегеля принято связывать появление историософии (философии истории) и исторической науки. Названные паттерны сегодня используются в различных социально-философских теориях. Например, идея замкнутого цикла применяется в теории локальных цивилизаций, идея прогресса – в теории модернизации, а образ развития по спирали – в марксизме. Существуют и иные образы исторического процесса. Они лежат в основе определения закономерностей истории, например, социальных ритмов,из которых на сегодня наиболее исследованными считаются 11-летние циклы, описанные А.Л. Чижевским, и 48–55-летние экономические циклы, открытые Н.Д. Кондратьевым. Одним из наиболее дискуссионных в современной философии истории является вопрос о наличии и, главное, о возможности исследования законов истории.
В современной философии истории существуют две конкурирующие парадигмы: формационная и цивилизационная. В середине XIX в. К. Маркс, опираясь на учение Г. Гегеля, создал новую концепцию философии истории. Главным отличием марксизма от предшествующих теорий было материалистическое понимание истории, при котором основной причиной прогресса считается рост материальных потребностей людей. На этой основе разработана концепцию научного социализма (научного коммунизма).
К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что общество развивается не путем постепенной эволюции, а через качественные революционные скачки, обусловленные противоречиями между производительными силами и производственными отношениями. Разные типы производственных отношений (феодальный, капиталистический и др.) К. Маркс объединил заимствованным из геологии термином «формация» (экономическая общественная формация). Формация, или способ производства, тип производственных отношений, по Марксу, является базисом общества, определяющим тип политических и духовных отношений (надстройки). Формационный подход к истории позволил представить ее как спираль, каждый виток которой – это новый, более прогрессивный способ производства. Всего их шесть: