Билет 6
Общая характеристика творчества Максима Грека. Идейная направленность его сочинений и особенности литературной манеры. Споры нестяжателей с иосифлянами.
1. Принятие христианства в Русском государстве в 988 г. потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Требовалось доказать, что Россия ничем не хуже других христианских стран, в особенности Византии. В этом отношении «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона имеет очень важное значение. Автор прославляет русский народ среди народов всего мира. По теме оно обращено к будущему Руси. Композиционно «Слово» состоит из трех частей: прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.
Первая часть произведения затрагивает вопросы вселенского характера христианства, сравнивая его с иудейством. Он касается основного вопроса исторических воззрений средневековья - взаимоотношения двух заветов: Ветхого — «закона» и Нового — «благодати». Взаимоотношение людей с Богом раньше, в эпоху Ветхого завета, устанавливалось началом рабства, несвободного подчинения — «законом»; в эпоху же Нового завета — началом свободы — «благодатью». Время Ветхого завета символизирует образ рабыни Агари, время Нового завета — свободной Сарры.
Во второй части Митрополит Илларион переходит к описанию распространения христианства по Русской земле. Он создает собственную концепцию: русскому народу принадлежит будущее, его ожидает великая историческая миссия, Иларион подробно описывает успехи христианства среди русских.
В третьей части возносится похвала князю Владимиру. Каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов. И на русской земле есть свои просветители: Илларион подробно описывает личные качества Владимира, его заслуги, крещение Руси, сравнивая его с императором Константином. Затем указывает на продолжателя дела Владимира — на его сына Ярослава.
За третьей частью «Слова» в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом.
Истинная цель «Слова» Илариона – прославление Руси и ее «просветителя» Владимира.
В «Слове» множество восклицаний, параллелизмов, контрастов.
Проповеди Кирилла Туровского.
Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван "вторым Златоустом", "просиявшим на Руси". Кирилл Туровский писал как прямой преемник школы византийских проповедников. Его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского — проблема человека и его служения Господу.
1. Особенности древнерусской переводной литературы XI—XII вв.: ее основные темы.
(2 варианта ответа на 2ой вопрос)
2. Церковный раскол.
Патриарх Никон сообразно твердому, но упрямому характеру человека, не обладающего широким кругозором, решил проводить реформы. Первоначально он повелел креститься тремя перстами, повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус и др.
Собор 1654 года одобрил новшества и внес изменения в богослужение..
Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела.
Оппозиция Никону сформировалась и при дворе. Один из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону стал протопоп Аввакум. Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его вместе «со союзники» заживо сожгли в срубе.
Организатор реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем престоле – в декабре 1666 г. его лишили высочайшего духовного сана. Причиной тому являлась крайняя амбициозность Никона.
Личность и судьба протопопа Аввакума.
Протопоп Аввакум-одна из наиболее ярких личностей в истории России. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие считали его святым и чудотворцем.
Протопоп Аввакум был в числе первых противников Никона, и участь его оказалась самой суровой. Еще в 1653 году его отправили в ссылку в Тобольск.В ссылке он пишет свое «Житие".
В начале 1661 года Алексей Михайлович позволил Аввакуму вернуться в Москву, но Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. Он попытался склонить Аввакума к уступчивости обещанием сперва места царского духовника.Тронутый вниманием государя, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Но вскоре Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами.Царь в 1664 году подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог.
Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик и отправлен в ссылку в Пустозерск. Там Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Аввакум отправил царю Федору,сыну Алексея Михайловича, послание, в котором фанатично и безрассудно излил все накопившееся за долгие годы раздражение против церкви и духовенства. Царь Федор не питал никакого сочувствия к старообрядцам и воспринял послание Аввакума как угрозу существующей власти, лично самому себе и Аввакума было приказано сжечь вместе с тремя его единоверцами. 14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.
2. При царе Алексее Михайловиче, деятель церкви Никон становится патриархом и стремится превратить рус церковь в центр мирового православия, начиная реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец берется греч правила и обряды. Это вызывает недовольство народа и протест бояр и иерархии, что эти реформы подорвут авторитет церкви в народе. Происходит раскол. Представитель старообрядцев – протопоп Аввакум. Они спорят, как следует креститься – 2мя, 3мя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против… Предводители старообрядчества были сосланы в Пустоозерск и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были заживо сожжены.
Жанр «Жития» очень сложен. Это исповедь или проповедь. Текст дискуссионный (см. ниже).
Аввакум родился в семье священника, в нижегородском селе (Григорове). В 20 лет становится протопопом (старшим по чину священником) и спустя нек время превращается в яростного противника нововведений Никона. А. сознательно обрекает себя на судьбу, полную страданий. Мученик за старую веру.
Именно в ссылке расцветает его литературный талант, и он пишет в числе многих своих посланий «Житие». Здесь беседы с соузниками, тесное общение с ними на протяжении долгого времени. Автор взволнованно рассказывает о противоречивых чувствах, обуревающих его. «Ж» - не только автобиография. Но и проповедь, зовущая за истинную веру. Потому - то оно все и проникнуто призывами к борьбе против реформ Никона, к долготерпению, стойкости, мужеству перед лицом опасностей.