Философия Сократа. Сократ (469-399)– объективный идеалист, скульптор

Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор.

Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»).

Гноселогия Сократа:

Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира.

Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше.

Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам.

«Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).

Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий).

Этика Сократа: с торонник рационалистической этики (этического идеализма).

Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. з нание есть источник нравственного развития общества.

Т.о. Сократ – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила развития общества – знание (т.е. идеальное начало).

Логика Сократа:

Развил искусство спора для исследования и совершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий).

Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие от объективной диалектики природы (вещей). Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий.

Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия.

Например:

диалог «Сократа – Евтидем» о понятии «несправедливость»:

1 уровень исследование понятий «справедливость» – это хорошие поступки.

Евтидем: «Несправедливость» - есть несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то что плохо».

Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи?». Нахождение противоречия у оппонента.

2 уровень:

Евтидем: Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям надо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим.

Сократ: Поддержка тяжело заболевшего друга добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача перед пациентом).

3 уровень:

Совместный, окончательный вывод:

уточненное понятие «несправедливости»: «Несправедливость есть плохие поступки по отношению к друзьям, которые им вредят».

Т.о. уточнение понятия идет через разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие.

Сравни:

Первоначальное понятие «Человек» как биологический вид: Это животное на двух ногах без перьев.

Уточненное понятие: Человек есть животное на двух ногах без перьев и клюва»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: