Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор.
Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»).
Гноселогия Сократа:
Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира.
Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше.
Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам.
«Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).
|
|
Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий).
Этика Сократа: с торонник рационалистической этики (этического идеализма).
Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. з нание есть источник нравственного развития общества.
Т.о. Сократ – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила развития общества – знание (т.е. идеальное начало).
Логика Сократа:
Развил искусство спора для исследования и совершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий).
Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие от объективной диалектики природы (вещей). Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий.
Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия.
Например:
диалог «Сократа – Евтидем» о понятии «несправедливость»:
1 уровень исследование понятий «справедливость» – это хорошие поступки.
Евтидем: «Несправедливость» - есть несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то что плохо».
Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи?». Нахождение противоречия у оппонента.
2 уровень:
Евтидем: Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям надо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим.
|
|
Сократ: Поддержка тяжело заболевшего друга добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача перед пациентом).
3 уровень:
Совместный, окончательный вывод:
уточненное понятие «несправедливости»: «Несправедливость есть плохие поступки по отношению к друзьям, которые им вредят».
Т.о. уточнение понятия идет через разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие.
Сравни:
Первоначальное понятие «Человек» как биологический вид: Это животное на двух ногах без перьев.
Уточненное понятие: Человек есть животное на двух ногах без перьев и клюва»