Периоды Средневековой философии и ее значение
Средневековой философии
Особенности и основные понятия
Тема 3. Средневековая философия
Западная Европа (V- XIII века н.э.)
Особенности:
1) Тесная связь философии с религией и богословием (теологией). Т еология (т.е. богословие) – учение о Боге.
Культура (в т.ч. философия) в то время существовала в основном в рамках монастырей. И поэтому философия была исторически тесно связана с религией, иначе - репрессии (гонения на еретиков, инквизиция).
2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии (к ак источнике знания и истины), представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.
Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани, богослов).
Основные понятия:
Креацинизм (креатио - создание)– признание и обоснование учения о создании (т.е. сотворении) мира Богом из ничего.
Теоцентризм (теос – Бог) - признание Бога главной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него.
Деизм – Бог создает мир, но затем не вмешивается в его существование и развитие.
Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла.
1 период - Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), начало создания теории христианства. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения.
2 период - Схоластика (школьный, ученый) - 9-13 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики.
Значение средневековой философии:
Несмотря на сильную зависимость от религии и, соответственно, ограниченность в своих действиях и исследованиях, схоластика оказалась полезной:
- для развития собственно философских исследований и дисциплин, в частности: гносеологии и логики, которая использовалась богословием для защиты религиозных догматов в ходе дискуссий.
- в результате уточнялись и углублялись философские понятия и категории (вера и разум, сущность и явления, абстрактное и конкретное и др.).
Два направления в схоластике - вели теоретический спор о соотношении категорий и «общее» и «единичное», т.е. о соотношении понятий (т.н. универсалий) и единичных вещей.
Понятие – мысленное выделение и обобщение общих, характерных признаков предметов одного класса (стул, человек, дерево и т.д.).
Категория «общее» - сходные черты и признаки, принадлежащие многим вещам.
Категория «единичное» - отдельный объект, предмет любого класса вещей.
Например: яблоня (единичное) – дерево (общее); Иванов (индивид) – человек.
Реализм (сторонники объективного идеализма, последователи Платона), Ансельм Кентерберийский, 1033-1109 и др.) - понятия созданы Богом, поэтому они существуют реально( т.е. сами по себе), и не зависят от единичных вещей (в духе объективного мира идей Платона)
Номинализм (Иоганн Росцелин, 1050-1125, французский философ-схоласт, теолог)– реально существуют лишь единичные вещи. Понятия же существуют лишь номинально как имена (ноумены), которыми человек называет отдельные вещи.
Реализм Номинализм
.
Фома Аквинский (1225-1274): Пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о существовании двух разных видах понятий (божественных и человеческих):
1. Понятия, созданные Богом, существуют до реального бытия единичных вещей, и не зависят от них (точка зрения реализма).
2. Понятия, созданные человеком (его разумом). Эти понятия человека, в отличие от божественных, не могут существовать до вещей и не могут их порождать (точка зрения номинализма).
Фактически Ф. Аквинский был сторонником умеренного реализма.