Критика религии

Фейербах Людвиг (1804-1872)

Развил учение о категориях

(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).

5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).

6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е. единство законов внешнего мира и законов мышления.

Заключение:

Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.

непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.

А. Онтология Фейербаха:

В понимании природы - м атериалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.

Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.

Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.

Полностью (т.е. метафизически) отрицал всю философию Гегеля (как идеалистическую), включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».

Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.

Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:

Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.

Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.

Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.

Т.к. поту стороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посю сторонней) жизни.

Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.

Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:

- материалистом в понимании природы (материя – первична);

- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).

Положительные элементы философии Фейербаха:

1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.

2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.

Тема № 8.
Марксистская философия
(середина XIX века)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: