Соловьев Владимир Сергеевич

Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)

Консерватизм (лат. Conservare – охранять, сохранять) – сохранение и поддержание традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ.

Б.Н. Чичерин (1828-1904), философ, правовед.

Работа «Вопросы политики»:

«Консерватизм… является крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, и тем более вредную ломку. Он равно удален и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя.

Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».

Противоположные консерватизму направления – экстремизм, радикализм, анархизм, нигилизм и т.п.

В русской философии идеи консерватизма были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин).

Судьба консерватизма в России (как и либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя крайними формами: левым радикализмом и реакционной философией правых, между которыми шарахалось общественное мнение.

Консерватизм не был популярен в русском обществе, его исповедовали единицы. Опыт консерваторов отвергался как нечто совершенно ненужное или замалчивался.

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891)

Философ, публицист, дипломат. Родился в сельце Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. Под конец жизни постригся в монахи.

Сформулировал закон «триединого процесса развития»:

Общество – живой организм, развивается по органическим законам, проходит три стадии развития:

1 стадия. «Первичная простота»:

Национальные образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия существуют лишь в зачаточном состоянии.

2 стадия. «Цветущая сложность»:

Власть сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия – государственной стабильности и культурной производительности, вершина и цель исторического бытия.

3 стадия. «Вторичное смесительное упрощение»:

Процесс разложения общества в результате смешения и равенства сословий, сходства воспитания, замены монархии конституционно-демократическими порядками, падение влияния религии и т.п.

Пример этому – нынешняя Европа, которая безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага и добродетели безликого и безбожного буржуа.

Отсюда – резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека.

Россия как государственная целостность сложилась значительно позже Европы. Ее расцвет – при Екатерине II (когда укрепился абсолютизм, укрепление сословия дворянства и расцвет искусств).

России нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо:

- изолироваться от Европы;

- сохранить традиционные социально-политические институты и общины;

- поддерживать религиозно-мистическое настроение граждан.

К. Леонтьев: «Россия подгнила, ее нужно подморозить!».

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907)

Консерватор, профессор права, обер-прокурор Священного Синода, воспитатель 3-х цесаревичей.

Основные идеи:

1. Критика идеи народовластия, которого реально никогда не будет, т.к. всегда будет править некая политическая элита.

2. Парламентаризм – великая ложь нашего времени. Выбирают не представителей народа, а самых нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть.

3. Выступал за низкий уровень образования (4 класса) для простого народа. Просвещение народа ни к чему хорошему не приведет.

4. Противник реформ общества, которые погубят Россию.

С.Ю. Витте (председатель Совета министров России, 1905): «Победоносцев подморозил Россию» (1905).

(1853-1900)

Выдающийся религиозный философ, идеалист, мистик, альтуист. Сын знаменитого историка С.М. Соловьева. Преподавал в Московском, в СПБ университетах. Противник смертной казни.

Центральное место в философии Соловьева – идея всеединства (объединения).

8.1. Гносеология Соловьева:

«Теория всеединства» в познании:

Есть три источника познания:

- эмпиризм (опыт);

- рационализм (разум);

- религиозная мистика (интуиция). Она – главная!

Каждый из них исследует разные стороны бытия.

Поэтому целостное познание сущности мира возможно лишь путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех способов познания: науки (опыта), философии (разума) и религии (интуиции, мистики).

 
 


Наука (опыт)  

 
 


8.2. Социальная философия Соловьева:

Теория «вселенской теократии»:

В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви: православие, католицизм, протестантство.

- Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания.

- Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский).

Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).

Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:

Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.

Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.

Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению, столь необходимому для вселенской церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: