Западники и славянофилы

Два основных течения в русской философии и общественной жизни России середины XIX века.

Западники:

а) революционное направление (республиканство, революционные методы преобразований): Александр Герцен (1812-1870), Николай Огарев (1813-1877), Виссарион Белинский (1811-1848);

б) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы): Тимофей Грановский (1813-1855), Константин Кавелин (1818-1885).

Славянофилы: Алексей Хомяков (1804-1860), Петр Киреевский (1806-1856), Юрий Самарин (1819-1876), Иван Аксаков(1823-1886).

Суть западничества: философия индивидуальности.

Суть славянофильства: философия религиозного коллективизма.

Основные разногласия между западниками и славянофилами:

1. Отношение к религии, соотношение личности и свободы

2. Пути развития России.

1. Отношение к религии, соотношение личности и свободы:

Западники:

- Отождествляли религию с суеверием.

- Религия и церковь - тормоз общественного прогресса.- Основная ценность общества – индивид (личность), государство призвано защищать его права и свободы. Славянофилы: - Религия - источник знаний. - Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;- Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям - авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

2. Пути развития России:

Западники:

1. Отстаивали идею единого, общемирового прогрессивного развития общества. 2. Активно выступали за европеизацию России, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

3. В политической сфере ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

Тесный союз с Западной Европой, использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве общества (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.) позволит России быстро догнать Европу. А затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и сама поведет Европу за собой.

4. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

Славянофилы:

Сущность славянофильства определялась идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса и национального самосознания. Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной. Настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы и устои народов. Можно использовать только лучшие материально-технические достижения Европы.

Россия должна идти своим,особым путем на основе триады: « православие, самодержавие, народность» (формула министра народного просвещения России графа Уварова).

Задача последующего развития России в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.

Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа.

Парламентаризм и республиканская форма правления непригодны и опасны для России, где сильны общинные (коллективистские), т.н. соборные настроения. Заимствование опыта Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели.

Крестьянская община, патриархальная семья - социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек; Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.

Н.А. Бердяев: «И те, и другие любили Россию. Славянофилы как мать, а западники как дитя». Отсюда и принципиально разное их отношение к путям ее развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: