Источники финансирования дефицита

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый период.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых гос-вом для покрытия расходов соответствующих бюджетов

Существует два основных способа финанс-я дефицита бюджета:

1. Финансирование за счет гос.займов (гос-во дополнительно привлекает денежные средства на возвратной основе) - неэмиссионный

2. Финансирование за счет денежной эмиссии – эмиссионный

Финансирование Федерального бюджета за счет гос.займов делится на:

- источники внутреннего финансирование дефицитов бюджетов

- источники внешнего финансирования.

Источники внутреннего финансирование дефицитов бюджетов   Источники внешнего финансирование дефицитов бюджетов  
Поступления средств от реализации гос.и муниципальных ценных бумаг от имени РФ, субъектов РФ, муниципального образования Получение РФ финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными орг-ми
Поступления средств в виде бюджетных кредитов, полученных по кредитным соглашениям, договорам займов от других уровней бюджета Кредиты, предоставленные правительствами др.государств
Поступления от продажи акций, находящихся в госуд. или муниципальной собственности Поступления от реализации ценных бумаг на внешнем рынке
Поступления от продажи земельных участков, наход.в гос.собственности В Бюджетном кодексе существует ограничение возможности Правительства РФ прибегать к внешним займам путем установления правила определения предельного объема государственных внешних заимствований. Согласно ст. 106 БК РФ, предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.  
Перечисления банками сумм процентов за денежные средства, размещенные органами гос.власти в депозиты
Кредиты, полученные от ком.банков в валюте РФ

Запомнить!!!!!!!! В ст. 93 БК РФ содержится общий запрет на финансирование дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы за счет кредитов Банка России, а также приобретенных Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных обра­зований при их первичном размещении, т.к это приводит к росту инфляции.

В ст. 95 БК РФ установлены только внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Это связано с тем, что действующее российское законодательство не допускает осуществления государственных внешних заимствований на уровне субъекта Российской Федерации, следовательно, финансирование дефицита бюджета субъекта РФ возможно только за счет внутренних займов, к которым относятся следующие:

– государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

– бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

– кредиты, полученные от кредитных организаций;

– поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

– изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ (ст. 95 БК РФ).

Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются внутренние источники в следующих формах:

– муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

– кредиты, полученные от кредитных организаций;

– бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

– поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

– изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Все методы финансирования дефицита бюджета (эмиссионный и неэмиссионный) в целом не имеют положительного эффекта, т.к.

во – первых, в случае привлечения внутреннего кредита гос-во собирает денежные средства, направляемые не на инвестирование экономики, а на собственные нужды. В результате экономика теряет часть доли вложений, которые могли бы быть направлены на развитие промышленности и др.секторов экономики. Кроме того, в случае большого дефицита гос.заем у населения может быть очень большим, что может привести к неспособности гос-вом выполнить свои обязательства, что приведет к нарастанию социальной напряженности населения.

Во – вторых, внешний кредит вызывает сложности и внутри страны, т.к. данные средства следует возвращать с определенными процентами, что увеличивает гос. расходы, но и проблемы международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости гос-ва в международной политике.

В целом, для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.

Сюда относятся:

– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

– ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

– более широкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

– снижение военных расходов;

– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

– запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: