Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый период.
Классификация источников финансирования дефицита бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых гос-вом для покрытия расходов соответствующих бюджетов
Существует два основных способа финанс-я дефицита бюджета:
1. Финансирование за счет гос.займов (гос-во дополнительно привлекает денежные средства на возвратной основе) - неэмиссионный
2. Финансирование за счет денежной эмиссии – эмиссионный
Финансирование Федерального бюджета за счет гос.займов делится на:
- источники внутреннего финансирование дефицитов бюджетов
- источники внешнего финансирования.
Источники внутреннего финансирование дефицитов бюджетов | Источники внешнего финансирование дефицитов бюджетов |
Поступления средств от реализации гос.и муниципальных ценных бумаг от имени РФ, субъектов РФ, муниципального образования | Получение РФ финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными орг-ми |
Поступления средств в виде бюджетных кредитов, полученных по кредитным соглашениям, договорам займов от других уровней бюджета | Кредиты, предоставленные правительствами др.государств |
Поступления от продажи акций, находящихся в госуд. или муниципальной собственности | Поступления от реализации ценных бумаг на внешнем рынке |
Поступления от продажи земельных участков, наход.в гос.собственности | В Бюджетном кодексе существует ограничение возможности Правительства РФ прибегать к внешним займам путем установления правила определения предельного объема государственных внешних заимствований. Согласно ст. 106 БК РФ, предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга. |
Перечисления банками сумм процентов за денежные средства, размещенные органами гос.власти в депозиты | |
Кредиты, полученные от ком.банков в валюте РФ |
Запомнить!!!!!!!! В ст. 93 БК РФ содержится общий запрет на финансирование дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы за счет кредитов Банка России, а также приобретенных Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении, т.к это приводит к росту инфляции.
|
|
В ст. 95 БК РФ установлены только внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Это связано с тем, что действующее российское законодательство не допускает осуществления государственных внешних заимствований на уровне субъекта Российской Федерации, следовательно, финансирование дефицита бюджета субъекта РФ возможно только за счет внутренних займов, к которым относятся следующие:
|
|
– государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
– бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– кредиты, полученные от кредитных организаций;
– поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
– изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ (ст. 95 БК РФ).
Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются внутренние источники в следующих формах:
– муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
– кредиты, полученные от кредитных организаций;
– бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
– изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Все методы финансирования дефицита бюджета (эмиссионный и неэмиссионный) в целом не имеют положительного эффекта, т.к.
во – первых, в случае привлечения внутреннего кредита гос-во собирает денежные средства, направляемые не на инвестирование экономики, а на собственные нужды. В результате экономика теряет часть доли вложений, которые могли бы быть направлены на развитие промышленности и др.секторов экономики. Кроме того, в случае большого дефицита гос.заем у населения может быть очень большим, что может привести к неспособности гос-вом выполнить свои обязательства, что приведет к нарастанию социальной напряженности населения.
Во – вторых, внешний кредит вызывает сложности и внутри страны, т.к. данные средства следует возвращать с определенными процентами, что увеличивает гос. расходы, но и проблемы международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости гос-ва в международной политике.
В целом, для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.
Сюда относятся:
– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
– ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
– более широкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
– снижение военных расходов;
– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
– запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.