Тема №4. Бюджетный процесс

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных форм межбюджетного перераспределения средств

Характеристика Дотация Субвенция Субсидия Бюджетная ссуда Бюджетный кредит
Кому предоставляется Бюджетам другого уровня 1. Бюджетам др.уровня 2. Юр.лицам (с 01.01.05 предоставляется из Фед. и региональн. фондов компенсаций и местных бюджетов)   1. Бюджетам др.уровня 2. Юр.лица 3. Физ.лицам   Бюджетам др.уровня 1.Бюджетам др.уровня 2.Юр.лицам  
На каких началах 1. Безвозмездно 2. Безвозвратно 1. Безвозмездно 2. Безвозвратно 1.Безвозмездно 2. Безвозвратно 3. На долевых началах 1. Возвратно (на срок до 6 мес); 2. Возмездно иди безвозмездно 1. Возвратно (на срок до 1 года) 2. Возмездно
На какие цели На финансирование текущих и капитальных расходов На финансирование целевых расходов На финансирование целевых расходов На покрытие временных кассовых разрывов На финансирование текущих и капитальных расходов

Принципы функционирования бюджетной системы РФ. В основе функционирования бюджетной системы Российской Федерации ле­жат следующие основополагающие принципы: 1) единство бюджет­ной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уров­ней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюд­жета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) дос­товерность бюджета; 10) адресность и целевой характер использова­ния бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодатель­ства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления.

3. Самостоятельность, важнейший принцип всех бюджетов, оз­начающий:

• право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджет­ный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно определять направления расходова­ния средств соответствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно определять источники финансирова­ния дефицитов соответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходами расходов бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумули­рованных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Для достижения эффективности и экономности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов орга­ны власти и получатели бюджетных средств должны исходить из не­обходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов — все расходы бюджета должны по­крываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность предполагает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления ин­формации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой ин­формации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государствен­ной власти, либо между законодательным (представительным) и ис­полнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета — это надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

При наличии самостоятельности каждого из уровней бюджета между ними существуют определенные отношения, которые реализуются с помощью бюджетного механизма.

Бюджетный механизм – это совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений.

Выделяют 3 звена бюджетного механизма:

· методы аккумуляции средств из бюджета;

· методы и формы выделения средств из бюджета;

· методы и формы межбюджетных отношений.

1. Сущ-ет 2 метода аккумуляции ср-в в бюджет:

· Налоговые методы – аккумулирование ср-в в виде налогов и налоговых поступлений (там.тарифы, лицензионные сборы, др.)

· Неналоговые методы – доходы от использования гос. И муницип. Имущества, продажа гос.имущ-ва, доходы от реализации.гос.запасов, доходы от внешнеэкономической деят-ти, штрафы, пени, имеющ.неналоговый характер.

3. Выделение ср-в из бюджета осущ-ся через

· Бюджетное финансирование – это выделение бюджетных ср-в на принципах безвозвратности, бессрочности, бесплатности

· Бюджетное кредитование – это выделение ср-в из бюджета на условиях срочности, платности, возвратности

· Бюджетная ссуда – это бюджетные ср-ва, предоставляемые др.бюджету на возвратной, безвозмездной (возмездной) основе на срок не более 6 м-цев в течении фин.года

· Для оказания финансовой помощи таким бюджетам применяется механизм межбюджетного регулирования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: