Разделение затрат на постоянные и переменные, в основе лежит зависимость затрат от объема производства.
Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы -предприятия зависит и от второй, не менее важной величины ОБЪЕМА ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.
Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.
Выручка от реализации продукции может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т.д.
1 метод - определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия.
2 метод - выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.
|
|
Итак, виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно, прибыли.
Проблема ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ занимает ключевое место в системе рыночных отношений. С 1992 г. система ценообразования в России сведена к применению свободных, т.е. рыночных цен, величина которых определяется спросом и предложением. Регулируемые государством цены в настоящее время в РФ отсутствуют.
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку).
Структура розничной цены выглядит следующим образом:
|
|
Полная себестоимость РП + Прибыль предприятия + Косвенные налоги + оптовые наценки + Косвенные налоги (на оптовые наценки) = отпускная цена промышленности.
Отпускная цена промышленности + торгово-сбытовые наценки + Косвенные налоги + Налог с продаж = Розничная цена.
Таким образом, на доходы предприятия, являющиеся обязательным компонентом прибыли оказывают влияние следующие факторы:
1. Метод ценообразования (внутренние факторы);
2. Спрос на продукцию – объемы реализации (рыночные факторы);
3. Наличие дополнительных доходов от не основного вида деятельности.
1. Особенности финансов кредитных организаций
|
|
Население и юридические лица в процессе своей деятельности имеют свободные денежные ресурсы, которые размещаются на финансовых рынках с целью получения добавочного дохода.
Рынок, где объектом купли – продажи выступают денежные средства, называется рынком судных капиталов.
Для обслуживания этой специфической группы денежных отношений формируются особые организационно-экономические структуры — кредитные организации1, которые осуществляют операции на денежном рынке.
Кредитные организации выполняют:
во-первых, операции, присущие любой коммерческой организации -формирование уставного фонда, финансовых фондов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизации, зачисление и списание денежных средств со своих счетов в банках и др.
во-вторых, специфические операции, связанные с обслуживанием денежного оборота, осуществлением операций на финансовом рынке, таких как расчетно-кассовые, депозитные, ссудные, учетные, эмиссионные и др. В частности, к этим операциям относятся: привлечение и размещение денежных средств юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению клиентов; кассовое обслуживание клиентов, предоставление сейфов для хранения документов и ценностей; операции с иностранными валютами, драгоценными металлами и ценными бумагами; доверительное управление средствами клиентов; выдача гарантий и поручительств за третьих лиц; консультационное обслуживание; лизинговые, факторинговые, форфейтинговые и другие операции в соответствии с действующим законодательством.
На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений:
1)денежные отношения, характерные для коммерческих организаций –это отношения с потребителями банковских услуг; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими субъектами хозяйствования, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;
2)денежные отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота:
2.1 кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды по поручению клиентов,
2.2 осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают дилерами при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг.
2.3 банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (федерального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получающих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета (последних — при неказначейской системе исполнения бюджета).
Финансы кредитных организаций — это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.
Деятельность кредитных организаций характеризуется двойственностью.
С одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, так как эти организации являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными.
С другой стороны, деятельность кредитных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение.
|
|
Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:
• высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса кредитных организаций;
• перераспределительный характер, так как кредитные организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом денежные доходы, накопления, поступления у кредитных организаций формируются в процессе осуществления операций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями населения, т.е. путем перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения. Кроме того, финансовые ресурсы кредитных организаций активно используются ими для операций на финансовом рынке и также перераспределяются;
• создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредитной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан, и кризис в данной сфере деятельности может привести к негативным последствиям в национальном хозяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взрывов. В частности, формируются резервный фонд, резерв на возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг. Кроме того, часть денежных средств, принадлежащих, коммерческим банкам, резервируется в Центральном банке РФ путем перечисления в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы и в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы по счетам в иностранной валюте.
|
|
Финансы кредитных организаций базируются на следующих принципах:
1)свободное распоряжение собственными денежными средствами в рамках, установленных действующим законодательством;
2)стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях отдается предпочтение операциям с максимальной доходностью;
3)уклонение от риска, т.е. при прочих равных условиях преимущество имеют операции с минимальным риском;
4)предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на длительную перспективу краткосрочным (локальным) результатам;
5)обязательное соблюдение установленных государством законодательных норм, экономических нормативов и других правил, регулирующих деятельность, ликвидность, финансовую устойчивость кредитных организаций.
Следует отметить, что банковская система государства является двухуровневой, включая, кроме кредитных организаций, центральный банк. Необходимость создания и функционирования двухуровневой банковской системы обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения финансовыми ресурсами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — кредитными организациями. С другой стороны, эти отношения необходимо регулировать, так как кредитные организации осуществляют операции не только с собственными, но и с привлеченными средствами органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, населения. Это объективно обусловливает проведение государством системы мер, обеспечивающих стабильность функционирования кредитных организаций, осуществление контроля за операциями кредитных организаций, их устойчивостью, и предопределяет функционирование особого института — центрального банка.
Центральные банки в современных условиях можно рассматривать как посредников между государством и экономикой, регулирующих денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними законодательно. При этом центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства, так как кроме решения задач обеспечения устойчивости и покупательной способности национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, эффективного развития кредитно-банковской системы страны, он имеет право осуществлять банковские операции и сделки с национальными и иностранными организациями.
Такая двойственность обусловливает следующие особенности в организации и функционировании финансов Центрального банка Российской Федерации:
1. Правовой статус ЦБ РФ определяется на двух уровнях: конституционном и в отраслевом законодательстве. Согласно ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. При этом Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет Центральный банк РФ как самостоятельное юридическое лицо, для которого получение прибыли не является целью деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ Центральный банк РФ можно отнести к некоммерческим организациям, так как он не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками, а согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» его организационно-правовой формой функционирования является государственная корпорация. Следовательно, Банк России отличается публичным характером деятельности, а предпринимательская деятельность осуществляется в рамках реализации основных целей и задач его деятельности.
В этой связи полномочия и операции ЦБ РФ можно разделить на две группы:
• связанные с выполнением государственных функций (разработка и проведение совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссия наличных денег, организация наличного денежного обращения и рефинансирования кредитных организаций; установление правил осуществления расчетов и банковских операций в стране; управление золотовалютными резервами; государственная регистрация кредитных организаций, надзор за их деятельностью и т.д.);
• связанные с осуществлением банковских операций и сделок (предоставление кредитов, покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, иностранной валюты, драгоценных металлов, проведение расчетных, кассовых, депозитных операций и т.д.).
Соответственно первая группа полномочий выполняется Центральным банком РФ либо бесплатно, либо с взиманием платы на уровне, покрывающем его расходы на осуществление конкретных действий. Банковские операции и сделки проводятся Банком России на комиссионной основе, с взиманием платы по тарифам, устанавливаемым самим банком.
2. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью, но независимо от принадлежности его капитала банк юридически и финансово самостоятелен. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, не имеет права кредитовать органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, существует законодательное разграничение государственных финансов и ресурсов банковской системы, т.е. ограничение возможности органов государственной власти пользоваться средствами Центрального банка.
4. Прибыль Центрального банка РФ определяется как разница между суммой доходов по банковским операциям и сделкам банка, доходов от участия в капиталах кредитных организаций1 и расходами, связанными с осуществлением государственных полномочий и проведением операций и сделок. После утверждения Советом директоров Банка России годовой финансовой отчетности 50% фактически полученной банком прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов, перечисляется в федеральный бюджет. После этого оставшаяся в распоряжении Центрального банка РФ прибыль направляется Советом директоров банка в резервы и фонды различного назначения. Уплата налогов и сборов Банком России и его организациями осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при этом операции по государственному регулированию не облагаются налогами и сборами, а налогообложению подлежат отдельные банковские операции и доходы, полученные по ним.