double arrow

Берлинская школа романтиков


Немецкий романтизм

Романтизм

Границы две франц. Революции (1789 – 1794) Соц- эконом предпосылки – распад старых феодальных отношений и развитие капитализма. Политич. – приход к власти буржуазии, которая лишила дворянство крупных привилегий. И это крушение сословно иерархических отношений вызвало иллюзию свободы, индивидуализм со всеми его последствиями.

Романтизм опирался на традиции всей предыдущей литературы, а в 30-годы наряду с романтизмом стал развиваться и реализм. Невосполнимый разрыв между творчеством и мечтой.

Характерная черта ром.мировоззрения – это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни. Это часто приводит к неправильному пониманию, а порой и к искажению объективных законов действительности.

Ром-ки ищут ответа на вопрос как устранить зло и пороки общества, где найти идеал, к которому надо стремиться. Основная черта ром-ма – преобладание субъективного в осмыслении явлений и процессов действительности и как неизбежное следствие - разрыв между идеалом и действительностью. Реакционные романтики призывали к восстановлению прошлого, хотели бы остановить общ.развитие, вернуться назад. Осуществление идеала для них было возможно только при условии попятного исторического движения. По этому «сущее» и «должное» находилось у них в неразрешимом противоречии. Прогрессивные романтики часто исходили из утопий, в чем обнаруживалась их историческая ограниченность. Противоречие между мечтой и реальностью у них обнаруживается в стремлении превосходить то, что будет, но чего еще нет сегодня. Идеалы рогр.ром-ов опережали действительное развитие. Но их мировоззрение далеко не было свободно от противоречий и иллюзий. Субъективизм в понимании исторического процесса толкал их порой к совершенно произвольному созданию собственной историч.концепции.

Широкие отклики вызвала французская революция 1798г. именно с этого времени начинает разрабатываться философская система, оказавшая наибольшее влияние на становление европейского романтизма(кант, Фихте) именно они обосновали романтический конфликт. Позже работы Шеллинга давали объяснение романтическому двоемирию и утверждали превосходство искусства над наукой.

Этапы: 1) 1795 -1808 йенская школа, 2) 1808 – 1815 Гейдельбергская школа, 3) 1815 – 1848 связан с творчеством Гофмана. С другой стороны, немецкие романтики в своём боль­шинстве являлись первыми апологетами «прусского пути» развития капитализма в Германии, проповед­никами компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности. Иногда противоположные тен­денции сочетались в творчестве одного и того же писателя. Так, у Г. Клейста (1777 – 1811) реалистические элементы уживаются с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма. Так, выразитель позднего немецкого Романтизма – Э. Т. А. Гофман (1776 – 1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791 – 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Раз­витие немецкого Романтизма завершила так называемая «швабская шко­ла» [Л. Уланд (1787 – 1862), Ю. Кернер (1786 – 1862), Г. Шваб (1792 – 1850) и др.], существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограничен­ное движение т.н. «областничества»в нем, литературе. Стоявший у заката нем. романтизма Г. Гейне (1797 – 1856) показал, что Романтизм в его немецкой разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на позиции реализма и революционного демокра­тизма («Германия. Зимняя сказка» и др.).

Не имела ни своего журнала, ни теоретических обоснований. Это условное производное. 1810г. – Гофман и другие писатели приезжают в Берлин. Берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана – изначальная ром.антитеза художника и общества. Ром.герой Г. живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое проиворечие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии.


Сейчас читают про: