double arrow

Гейдельбергская школа нем. ром-ма


Иенская школа ром-ма.

Основатели – братья Шлегели (Фридрих и Август Вельгельм).

В Иенском унив-те братья Ш., Фихте, Новалис, Людовик Тик – центр идеологической оппозиции. Приветствовали революцию, но не были ни реакционерами, ни консерваторами, пытались идеализировать прошлое, как правило, средневековье, кот.всегда стремились соотнести с совр.обществ.развитием. Приверженцы т.н. незаинтересованного ис-ва, не имеющего задач вне самого себя. Они пришли к сознательному отрыву ис-ва от обществ. – политич. Жижни вообще. Эстетическая сторона – субъективное видение мира, стемление уйти от изображения конкретной истор.реальности. Их субъективный психологизм подготовил последующую реалистичекую разработку характеров. Философия – в основном Кант, т.к. он подчеркнул первенствующее значение личности. Еще Фихте – абсолютное философское «я», меняют на конкретное импирическое «я» отдельной личности. Утверждали: первостепенная роль ис-ва в жизни чел-ка и мироздании в целом.

Распались вскоре после смерти Новалиса(1801).

Романтики любовно собирают, изучают и издают памятники нар. Твор-ва – нар.книги, песни и сказки. Сборник «Чудесный рог мальчика», составленный Арнимом и Брентано. Эти писатели вместе с Герресом составили Гейдельбургский кружок. Наряду с народными песнями они включали в сборник образцы мейстерзанга и произведения книжной лит-ры 18в. Не воспроизводили народ.песен точно, а произвольно редактировали, сокращая и дополняя, исправляя диалектизмы и архаизмы, меняя рифмы и размеры, что вызывало раздражения современников (Якова Гримма). Но эти сбоники имели огромное влияние на многих поэтов-романтиков, напр. Генриха Гейне.




Другой сборник «Детские и семейные сказки» составленный братьями Гримм, имел огромный успех. Гриммы не позволяли себе так свободно обращаться с текстом, как Арним и Брентано, а старались воспроизвести первоначальный текст. Заложили основы научной германистики: изучали герм.мифологию.

Романтики рассматривают народ недифферинцированно, как нечто целое, и подчеркивать в быте народа его патриархальность, смирение, религиозность, т.е. идеализировать консервативное и отсталое в народе.

Эрнст Теодор Амадей Гофман(1776-1822)-. немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Сборник”Фантазии в манере Карло”центр.произв.новелла”Золотой горшок(1814)”-сказка. Происшествия случ.в местах Дрездена.С миром жителей сущ.потаенный мир чародеев,волшебников и колдуний.Иные из них совмещают службу в архивах и присутствиях с магией и алхимией.Это двоемирие определяет атмосферу произв-я. Герой-студент Ансельм,невезучий в ожизни,но способный верить в невероятное.Он стремиться сделаться удачливым,как др. чиновники его круга.и занять подобающее ему место в обществе,приобщиться к филистерским радостям.Но волею авторской фантазии он прикоснулся к миру чудесному.Как романт. герой, он должен пройти множ.испыт-й ,прежде чем тот обретет счастье с голубоглазой змейкой Серпантиной и перенесется в прекрасное имение,находящееся в Атлантиде.К финалу герои возвр.обыч.облик.Могущ.повелитель Саламандр опять сделался архивариусом,кот.озабоч.тем,каквыдать замуж 2 дочерей.В конце сказ.,что кажд.волен жить вмире поэзии и постигать таинства природы.Это право дает человеку его воображение.Быт и поэзия противоп.др.др.Власть быта олицетворена в образе дочери чиновника Паульмана-Веронике,власть п.-в обр.зм.Серп.Быт-бездух.сила-двоемирие. “Щелкунчик и мышинный король”(1816)-детская фантазия создает свой,не менее привлек.мирв кот. знакомое расшир. до безгранич.просторов.Сопоставляются-игрушеч.ивоображаемый мир,перекликающ. др.с др.и помогающие в итоге понять нравств.ценнсти действит жизни.М.гер.спешит на помощьтем,кто нужд.в екго защите,и потому в нем укрепляется вера в себя,он вырастает всобственных глазах,завоевывает уважение окруж.





Сатира и утопия в поэме Гейне «Германия. Зимняя сказка»

Поэма – плод глубоких раздумий автора о путях развития Германии. Здесь выразилось стремление автора видеть родину единым демократическим гос-вом. Это путевой дневник: поэт едет из Франции в Германию, где не был 13лет навестить мать. Проезжает Аахен, Кельн, Гаген, Тевтобургский лес (сломалась карета), Минден (крепость), Ганновер, Гамбург. Главный объект полит.сатиры – столпы полит.реакции. Автор говорит о 2 возможных путях развития родины: либо гильотина (разговор с Фридрихом Барбароссой), либо тот страшный вонючий горшок, кот. Гейне увидел в комнатушке Гаммонии. Подъезжая к родине поэт слышит как девочка-нищенка под аккомпанемент арфы фальшиво поет песню об отречении от земных благ и о райском блаженстве на небе. Словами этой песни говорит та старая убогая Германия. Сатира юнкерства и трусливой нем.буржуазии. Образ старого императора явл.в поэме одним из острейших приемов сатиры на сторонников империи. Сам Гейне за революцию, за герм.республику. Худ.метод – соединение ром. и реалист.начал, органическое сочетание острой публицистичности, памфлетного сарказма с поэт.пафосом с лирической искренностью. Утопичность образа Гаммонии – «богини и покровительницы Гамбурга», на самом деле проститутка.

42.Генрих Гейне(1797-1856)многие его стихи были положены на музыку, был редактором мюнхенской газеты

«Германия.Зимняя сказка»Наиболее яркое выражение политическая мысль Г.получ.в поэме.Проблемы прошлого,настоящего и буд.родины воплощены в свободной форме путевых картин,поданных в» дерзких,едких,полных личного ядастихах»,как писал сам Г.(немец)Объектами критики выступает феодально-раздробленная монарх-я Германия,прекраснодушный либерализм возлагающий надежды на справедл.монархов,и религиозные мракобесы,насаждающ. «легенды о радостях неба».

Композиция стр. по ассоциат.принципу,Интоннацион.диапазон широк. Гротескное преувелич,мягкая ирония,Острый сарказм,высокая лирика.Выступ.как поэт-новатор. Злободневные факты обществ.жизни сочет.со старин.романт.легендами,задушевное лирич.излияние-с гневным сарказмом или острой шуткой.Сам опред.жанр своей поэмы как «политико-романтический» 14-16гл.(использ. средства романт.иск-ва)рисующую фантастич.встречу поэта с германским императ.Фридрихом Барбароссой-Ротбартом.Опир-ся на попул. легенду о том,что живший неск. веков наз.импер. на самом деле не умер и встанет в назнач. час,чтобы освоб. свой народ.Читатель присут. при беседе современно мыслящ. чел.со средневековым имп.Фант.прием позв. показ.пропасть м-у прош.и наст.Старой мысли онезыблем .корол.властипротивопологаетстя совр.правда о гильотине как орудии распр.с кор.-и.-монархич.принцип изжил себя .Буд.Герм..в кот. загл.п.,смердит так «как будто в сток вонючий из тридцати шести клоак навоз валили кучей».Встреча с бог.Гамбурга Гаммонией в образе прод.женщ. исполнена насмешки и горечи.Но он сохран.романт. пафос надежды,кот.сост. «+»содерж.поэмы.Верит что за разв. философ. мысли должно послед.революц. дело.Послед.гл.выраж.уверенн.в лучшем буд.,ибо раст.покол.новых люд.

ЛИРИЧ.ГЕР.новый образ поэта,глашатая великих соц.измен-й.Он созн.силу своего облич.слова. В кажд.строке бьется жив.сердце п.-единство лич.и общ.,слиян.мыслей о род.с душевн.пережив. Эпическое,лир.и публицистич.начала слив.воед,образуя новое жанровое целое Генрих Гейне нем.л.функц. пейзажа поэтич.цикл «Северное море» ставит героя лицом к л-у с величавой морской стихией. Обр.то спок. То бур. Моря то пламенеющ. заката.то ночного усып.звезд.неба. Цель:созд.образец высокой философ. лирики .в кот.пр. соотносится с чел.и ч.жизнь измер. масштабами мироздания. Ст-я напис. своб. ритмом, как бы перед-им вольное движ.пр.Созерц-е пр.уводит П.от субъект-го самоуглубл.-я и ставит перед ним «загадку жизни»: «Что так.чел.? Откуда он пришел? Кто там живет наверху?»(Вопросы) Иронический прозаизм в конце делает загадку жизни не такой страшной и всеобъемлющей.







Сейчас читают про: