Взаимосвязь и взаимозависимость цен

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

формированием цен на единой методологической основе - на законах стоимости, предложения и спроса и других экономических законах;

взаимосвязью производства предприятий и отраслей, хозяйственная деятельность которых опосредована ценами.

Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень, структура, динамика:

уровень - абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме;

структура - определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;

динамика - изменение уровня цен.

Основополагающими являются оптовые цены на энергоресурсы (топливо – уголь, газ), нефть и нефтепродукты. От их уровня зависят тарифы на электро- и теплоэнергию, транспортные услуги. Энергия и транспортные услуги применяются во всех отраслях народного хозяйства. Тарифы на энергию и эти услуги влияют на уровень цен промышленности, сельского хозяйства, сметных цен строительства, тарифов на услуги, розничных цен на товары народного потребления.

Существует также тесная связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Под средой подразумевают товар­ное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

Промышленная продукция направляется по оптовым ценам на промышленное потребление (металлы, конструкции, машины, оборудование и пр.), в сельское хозяйство (техника, удобрения, ядохимикаты и пр.), в розничную торговую сеть (товары народного потребления).

Розничные цены на товары народного потребления зависят от оптовых и закупочных цен, тарифов на электро -, теплоэнергию, транспортные услуги.

Основные виды цен связаны между собой, влияют друг на друга (рисунок 4).


Рисунок 4 – Схема взаимосвязи основных видов цен

Основными элементами цены, которую запрашивает любой субъект хозяйственной деятельности, вовлеченный в процесс изготовления и передачи товара, являются себестоимость и прибыль. Это относится к цене, запрашиваемой и производителем, и оптовиком, и участником розничной торговли. Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю – она возрастает.

Тарифы устанавливаются только на услуги производ­ственного и непроизводственного характера. Например, пошив одежды, обуви, трикотажных изделий по заказам населения - это услуги производственного характера. Про­кат товаров, услуги справочно-информационной службы, парикмахерских носят непроизводственный характер.

Многофункциональность цены услуги вызвала к жизни множество специфических ее форм, среди которых выделяют тариф, плату, абонемент.

Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за услуги. Термин «Тариф» применяется в настоящее время по отношению к услугам транспорта, связи, коммунального хозяйства, за провоз товаров через границу взимаются таможенные тарифы.

Плата является формой выражения льготной цены, когда часть затрат потребителя возмещается из государственного или местного бюджета.

Абонемент – такая цена, которая является формой выражения средневзвешенной цены, установленной на основе средних затрат и норм потребления услуг без учета реального объема потребления.

Предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Цена продажи устанавливается путем добавле­ния к цене ближайшего к покупателю базисного пункта транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

При анализе, планировании, используя сопоставимые (неизменные) и фактические цены прошлых лет (периодов), применяют индексы цен, т. е. коэффициент или процент пересчета, отражающий изменение цен. Для установления индекса цен необходимо сначала определить среднюю цену товара (услуги) за отчетный период, потом среднюю цену товара (услуги) за базисный период. Индекс цен определя­ется по формуле:

где Ц ц.ср. - средняя цена отчетного периода;

Ц б.ср. - средняя цена базисного периода.

Средние цены на товары и услуги исчисляются как средневзвешенные, сложившиеся в обследованных регионах или по стране. Оборот по реализации товара выливается в инфляцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: