double arrow

Общие принципы финансового планирования на предприятии

В приложении к социально-экономическим системам, к которым и относятся любые формы организации бизнеса, управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему с помощью общих функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления: … Анализ ... Планирование ... Организация ... Учет ... Контроль ... Регулирование ... Анализ ... . Известны и другие подходы к формулированию сущности управления. Например, П. Друкер выделяет следующую последовательность общих функций управления: планирование, контроль, организация, коммуникация и мотивация. Независимо от способа идентификации функций управления очевидно одно – каждая функция важна по-своему, и ни одна из них не может быть недооценена.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления. Как экономическую категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения. С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.




План – это упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных процедур. Бюджет – более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Почему планирование жизненно важно для хозяйствующего субъекта? Планировать необходимо для того:



ü чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

ü чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

ü чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

ü наконец, чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

При соблюдении определенных правил планирование – наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом. Планирование как особый специфический вид управленческой деятельности требует учета ряда обстоятельств и подходов, основные из которых:

ü планирование должно начинаться на самых высших уровнях управления компаний;

ü в организации плановой работы должен быть исключен «случай», так как ценность планирования состоит в систематической работе, комплексном подходе к решению проблем, в том числе внимательном анализе ситуации и учете случайных факторов, которые при определенных условия могут стать закономерным явлением;

ü планирование должно не только предупреждать негативные явления, но и обеспечивать выявление и использование долговременных возможностей;

ü основа эффективного плана – надежная информация;

ü планирование – это динамичный процесс, что требует постоянной корректировки и контроля планов;

ü планирование должно обеспечить нормальное взаимопонимание между всеми участниками процесса его разработки и реализации;

ü эффект планирования связан с обеспечением нормальной адаптации плановых решений к конкретной ситуации.

В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля над расходованием средств. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы планирования направлены на использование его современной формы – бюджетирования. В экономической литературе зачастую высказывается точка зрения на идентичность «плана» как такового и «бюджета» как инструмента плана. Понятия план и бюджет можно считать близкими. Финансовый план – это документ, характеризующий достижение финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. Финансовый план – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежей, выполнения смет, оплаты работников). Выделение финансового планирования как особого вида планирования обусловлено:

ü относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным, элементам производства;

ü активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;

ü необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения. В процессе составления проекта финансового плана осуществляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т. п.






Сейчас читают про: