Налог на добавленную стоимость (НДС)

Тема 6: Налоги на товары и услуги

НДС – основной вид косвенного налога, который представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. Добавленная (вновь созданная) стоимость упрощенно может рассчитываться как сумма заработной платы с начислениями (ЗП*) и прибыли (П): ДС=ЗП*+П.

Данный налог включается в цену товаров, работ, услуг. НДС является наиболее значимым в структуре налоговых платежей, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь за 9 месяцев 2011 года составила около 25 %. НДС широко распространен в большинстве стран мира благодаря таким универсальным его качествам как: 1) высокая доходность и продуктивность (под обложение НДС попадает широкий круг товаров, работ, услуг и НДС менее других (прямых) налогов зависит от колебаний в экономике); 2) эффективность воздействия на интересы налогоплательщика (при рациональной организации НДС обеспечивает нейтральность налогообложения); 3) психологическое преимущество. К недостаткам косвенного налога можно отнести регрессивность, перелагаемость на потребителя; неравномерность налоговой нагрузки на трудоемкие (с большей добавленной стоимостью) и материалоемкие отрасли; требует значительных затрат по созданию методической базы.

Большинством стран используется регулирующая (стимулирующая) функция НДС. Это проявляется в дифференциации ставок НДС, освобождении от налогообложения экспорта продукции, предоставлении льгот сельскохозяйственным организациям, малому бизнесу, предприятиям, осуществляющим инвестиции.

В мировой практике используются два принципа взимания косвенных налогов (НДС, акцизов):

1. Принцип страны происхождения товара – означает взимание налога при экспорте товара и поступление налога в бюджет страны-экспортера (освобождается от налога импорт);

2. Принцип страны назначения товара – означает взимание налога на стадии реализации товара, независимо от места его происхождения (освобождается от налога экспорт, а облагается импорт). При этом принципе прибегают к таможенному регулированию – взимая налог с импортируемых товаров, компенсируют его экспортерам. Этот принцип больше соответствует экономической сущности НДС как налога на потребление и позволяет, не прибегая к административным мерам, поддерживать отечественного производителя-экспортера. Данный принцип используется Республикой Беларусь во взаимоотношениях со всеми странами.

НДС в Республике Беларусь введен в 1992г. вместо налога с оборота и налога с продаж. С 01.01.2000г. введен зачетный метод исчисления НДС вместо метода прямого вычитания (требующего определения величины добавленной стоимости). Зачетный метод является самым распространенным методом исчисления НДС. Зачетный (или счет-фактурный, или инвойсный) метод основан на принципе зачета ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Основным носителем информации для налогообложения (о стоимости сделки как базы для начисления налога, ставке и сумме НДС) является счет-фактура (инвойс) – отсюда и название метода. Согласно зачетному методу налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, полученной от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Правовую основу взимания НДС в Республике Беларусь составляют положения главы 12 Налогового кодекса (НК) РБ. В соответствии с НК Республики Беларусь плательщиками НДС являются:

- организации (включая резидентов СЭЗ);

- индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации за три предыдущих месяца превысила 40000 евро по официальному курсу Нацбанка на последнее число последнего месяца; либо, если они самостоятельно выделяют НДС в расчетных и первичных документах по реализации товаров, работ, услуг;

- физические лица, на которых НК и ТК Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Объектами налогообложения являются:

1) обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее - объекты) на территории РБ (включая сдачу имущества в аренду (лизинг), безвозмездную передачу имущества (кроме передачи имущества в пределах одного собственника), реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам);

2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь (кроме товаров, освобождаемых от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь согласно ст.96 НК).

При исчислении НДС по реализации товаров, работ, услуг необходимо учитывать, что ст. 94 Налогового кодекса Республики Беларусь определен перечень оборотов по реализации в Республике Беларусь товаров, работ, услуг, имущественных прав, освобожденных от НДС.Например, о свобождены от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

1. лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, ветеринарных услуг, медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

2. продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учреждений образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты;

3. услуг в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

4. оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

5. изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется также на всех плательщиков, реализующих приобретенные изделия, указанные в части первой настоящего подпункта. Основанием для применения освобождения от НДС покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке изделий, запись «Освобождение согласно подпункту 1.15 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь»;

6. товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг, передачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50процентов от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период.

Основанием для освобождения плательщиков от налога на добавленную стоимость служит сертификат (копия сертификата), выдаваемый (выдаваемого) Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями, об отнесении данных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.

Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется на всех плательщиков, реализующих товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) плательщиками, указанными в данном пункте. Основанием для применения освобождения от НДС покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись «Освобождение согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь»;

7. услуг в сфере образования, связанных с образовательным процессом, оказываемых учреждениями образования, в том числе высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование;

8. лотерейных билетов (по приему лотерейных ставок) по лотереям, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, а также по приему ставок по электронным интерактивным играм, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

9. ценных бумаг (в том числе при их первичном размещении, осуществляемом в соответствии с законодательством), форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка, за исключением реализации бланков ценных бумаг, бланков дорожных и банковских чеков, бланков именных чековых книжек, бланков расчетных и платежных документов, а также пластиковых (расчетных) карточек;

10. банковских операций (по перечню);

11. услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию);

12. населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров;

13. других объектов согласно налоговому кодексу (НК).

Плательщик, осуществляющий обороты по реализации товаров (работ, услуг), прав на объекты промышленной собственности, освобождаемые от НДС, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких оборотов, подав соответствующее заявление в налоговый орган. Такой отказ (на срок менее одного календарного года) возможен только в отношении всех осуществляемых плательщиком оборотов по реализации, освобожденных от НДС. Освобождение от НДС распространяются также на:

1. обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь;

2. суммы, увеличивающие налоговую базу (например, в виде санкций за нарушение покупателями условий договора), полученные по товарам (работам, услугам), имущественным правам, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения либо не признаются объектом налогообложения.

Перечень товаров, работ, услуг, обороты по реализации которых освобождаются от НДС, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база определяется с учетом следующих особенностей.

1. При реализации объектов по свободным отпускным ценам налоговая база определяется как стоимость их без учета НДС.

2. Налоговая база НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС.

3. При реализации амортизируемых объектов основных средств, нематериальных активов налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов.

4. Налоговая база НДС при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам.

5. Налоговая база при передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей. Если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) предмет финансовой аренды (лизинга) выкупается лизингополучателем, налоговая база увеличивается на сумму выкупной стоимости предмета финансовой аренды (лизинга).

6. Налоговая база при реализации объектов увеличивается на суммы, фактически полученные:

- за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- в виде санкций з а нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

7. Налоговая база НДС, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется (за исключением товаров, ввозимых с территории государств - участников таможенного союза), как сумма: их таможенной стоимости; подлежащих уплате сумм таможенных пошлин; подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

8. Налоговая база НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - участников таможенного союза, определяется как сумма стоимости их приобретения и подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

Для определения налоговой базы необходимо установить момент фактической реализации. Момент фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (в зависимости от принятого в учетной политике метода отражения реализации) определяется как приходящийся на налоговый период: либо день отгрузки объектов и предъявления покупателю расчетных документов, либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет плательщика, а в случае реализации объектов за наличные денежные средства – день поступления, указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ставки НДС:

1) 0% - применяется при реализации:

товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц.

Нулевая ставка означает полное освобождение экспортеров от НДС. Основанием для применения ставки НДС в размере 0% является предоставление в налоговые органы (по месту постановки на учет в качестве плательщика налогов) копий документов, указанных в налоговом кодексе. Подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены таможенного союза) является наличие у плательщика:

контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь, выдаваемого должностным лицом таможенного органа.

Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь выдается таможенными органами Республики Беларусь в виде копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения или в виде заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения. Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь представляется в налоговый орган плательщиком, не осуществляющим декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа. Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы территории Республики Беларусь. Форма и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость, утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Документальным подтверждением фактического вывоза товаров на территорию государств – членов таможенного союза является наличие у плательщика следующих документов:

договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров;

транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена таможенного союза;

заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Заявление о ввозе товаров представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС;

2) 10% - при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь №287 от 21.06 2007); при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), рыбоводства, пчеловодства, животноводства (кроме производства пушнины);

3) 16,67%; 9,09% - при реализации товаров (водка белая, табачные изделия и др.) по регулируемым розничным ценам с учетом налога;

4) 0,5% - при возе на территорию Республики Беларусь из России и Казахстана для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и др. драгоценных камней;

5) 20% - в остальных случаях.

Налогообложение оборотов по реализации объектов по указанным ставкам производится при наличии раздельного учета оборотов по реализации таких объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: