double arrow

Сущность налогов и их функции

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направления воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов, как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налогообложение выполняет четыре важнейших функции (рис. 1), каждая из которых реализует то или иное практическое назначение.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Она проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах.

Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала

налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.


Рис. 1 – Функции налогообложения

Регулирующая функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направленные на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для данной функции выделяют три составляющие:

- стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

- дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

- воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальная, а регулирующая функция может существовать номинально и быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Проф. А. Лэффер, построив количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора. «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., — говорил он, — заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли данный человек или сидит...».

 
 


Рис. 2. – Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения

БД — доходы бюджета;

Нет — налоговая ставка (от 0 до 100);

БДmах — максимально возможная величина доходов бюджета;

Нст* — предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения.

Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: