Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Исчисленная сумма НДС предъявляется плательщиком при реализации объектов к оплате покупателю этих объектов путем выделения соответствующей ставки и суммы

Акцизы

Исчисленная сумма НДС предъявляется плательщиком при реализации объектов к оплате покупателю этих объектов путем выделения соответствующей ставки и суммы налога отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.

Исчисление НДС из суммы полученной выручки (В) от реализации товаров (работ, услуг), включающей НДС, производится по формуле:

НДСисчисл. = В × Сндс ÷ (100 + Сндс).

Сумма налога, подлежащая уплате в республиканский бюджет по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь (НДСввоз), взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, исчисляется по формуле:

НДС ввоз= (Тст + Тпошл +Ак*) х Сндс,

где Тст- таможенная стоимость ввозимого товара; Тпошл - сумма ввозной таможенной пошлины; Ак*- сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет (НДСбюдж.), определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам отчетного периода (НДСисчисл.), и суммами налоговых вычетов (НДСвыч.):

НДСбюдж = НДСисчисл. - НДСвыч

Пример. Фирма для производства продукции закупила материалы стоимостью 50 млн. руб. (без НДС). НДС, предъявленный поставщиком, оплачен полностью в сумме 10 млн. руб. и отражен в книге покупок. Отпускная стоимость произведенной и реализованной продукции (без НДС) – 120 млн. руб. Ставка НДС -20%. Значит, НДС, исчисленный и предъявленный покупателям продукции, составит 24,0 млн. руб. (120 млн. руб. х 20/100). НДС, включаемый в налоговые вычеты, составит 10млн. руб. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составит 14 млн. руб. (24 - 10). Выручка от реализации продукции = 144,0млн. руб. (120+24,0).

Порядок применения налоговых вычетов устанавливается Налоговым кодексом. Если сумма налоговых вычетов согласно налоговой декларации по НДС превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, плательщик НДС не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем налоговом периоде, зачету или возврату плательщику. Если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком заявления на возврат НДС, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести в установленном порядке внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм.

Налоговыми вычетами признаются суммы НДС:

1) предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республика Беларусь и являющимися плательщиками НДС, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

3) уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Вычетам подлежат:

1) предъявленные плательщику суммы НДС (за исключением сумм налога, относимых на затраты и (или) стоимость объектов) при приобретении объектов вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые объекты либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок (если ведение книги покупок осуществляется плательщиком), – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов «по отгрузке»;

2) фактически уплаченные плательщиком суммы НДС (за исключением сумм налога, относимых на затраты и (или) стоимость объектов) при приобретении объектов либо при ввозе товаров на территорию Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок (если ведение книги покупок осуществляется плательщиком) – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов «по оплате».

В книге покупок регистрируются расчетные документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг) и оплату НДС по приобретенным ресурсам, товарам, работам, услугам. С 2010 года ведение книги покупок для получения налогового вычета не является обязательным (это право плательщика, закрепляемое в его учетной политике).

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Вычеты сумм НДС при реализации товаров за пределы Республики Беларусь осуществляются только при наличии документального подтверждения фактического вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь и поступления выручки на счета экспортера в РБ. Срок предоставления подтверждающих документов – не позднее 180 дней с даты отгрузки (передачи) товара, даты оформления таможенной декларации.

Если плательщик применяет различные ставки при исчислении НДС по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то налоговые вычеты применяются в различном порядке. На практике применяются два метода распределения налоговых вычетов: 1) метод удельного веса; 2) метод раздельного учета (основан на информации бухгалтерского и налогового учета о суммах НДС, уплаченных при приобретении, ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав). Применяемый метод распределения налоговых вычетов утверждается в приказе об учетной политике. При применении первого метода вначале рассчитывается удельный вес каждого вида оборота по реализации в общей сумме оборота по реализации отчетного периода, затем определяется сумма налоговых вычетов, приходящаяся на определенный оборот по реализации. Суммой оборота признается сумма налоговой базы и НДС.

Пример. Организация в январе текущего года приобрела материалы и комплектующие на сумму 420 000 тыс. руб., в том числе НДС – 70000 тыс. руб.

За отчетный период организация имела следующие показатели:

1. сумма оборота по реализации, облагаемого по ставке 20 % - 2 400 000 тыс. руб.

2. сумма оборота по реализации, облагаемого по ставке 0 % - 600 000 тыс. руб.

3. сумма оборота по реализации, освобожденного от НДС - 400 000 тыс. руб.

Необходимо определить сумму налоговых вычетов, приходящихся на различные обороты.

Решение:

1. определим общую сумму оборотов по реализации = 2 400 000 + 600 000 + 400 000 = 3 400 000тыс. руб.;

2. определим удельный вес каждого вида оборотов по реализации

2.1 удельный вес освобожденных от налога оборотов = (400 000: 3 400 000) х 100 % = 11, 7647 %;

2.2 удельный вес оборотов по реализации, облагаемых по нулевой ставке =

= (600 000: 3 400 000) х 100 % = 17, 65 %;

3. определим налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, освобожденные от НДС = 70 000 х 11, 7647: 100 = 8235,29 тыс. руб.;

4. определим налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, облагаемые НДС по нулевой ставке = 70 000 х 17,65: 100 = =12355 тыс. руб.;

5. определим налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, облагаемые НДС по ставке 20 % = 70 000 – 8235,29 – 12355 =

= 49409,71 тыс. руб.

Суммы НДС, уплаченные (предъявленные) при приобретении товаров, работ, услуг, основных средств, имущественных прав, вычитаются плательщиками в следующей очередности:

в первую очередь – суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежащие вычету в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

во вторую очередь – суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, подлежащие вычету в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные суммы НДС вычитаются в сумме, не превышающей разницу между суммой НДС, исчисленной по реализации, и суммами НДС, вычитаемыми в первую очередь;

в третью очередь – независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы НДС по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов;

в четвертую очередь независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, – суммы НДС по товарам (работам, услугам), облагаемым НДС по ставке ноль (0) процентов;

в пятую очередь – независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы НДС по товарам, освобождаемым от НДС в соответствии с подпунктом 1.44 пункта 1 статьи 94 НК;

в шестую очередь – независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы НДС прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам, если такие суммы НДС в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями.

Не подлежат вычету суммы налога, относимые на затраты плательщика по производству и реализации объектов, освобождаемых от НДС, а также суммы налога, относимые на увеличение стоимости приобретенных объектов.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается по выбору плательщика календарный месяц или календарный квартал.

Налоговая декларация (расчет) по НДС (далее - декларация по НДС) составляется нарастающим итогом с начала года и представляется в налоговый орган по месту регистрации плательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Заполнение декларации по НДС осуществляется на основании Инструкции, утвержденной постановлением МНС. В декларацию включаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым наступил момент фактической реализациив отчетном периоде. В декларации по НДС производится расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за отчетный налоговый период, исходя из суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и суммы налоговых вычетов. Источниками информации для заполнения налоговой декларации по НДС являются:

-данные бухгалтерского учета о приобретении (ввозе) и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- данные первичных учетных и расчетных документов, содержащие реквизиты по НДС;

- данные книги покупок (если ведение книги покупок осуществляется плательщиком).

Декларация по НДС состоит из двух частей. Часть первая «Расчет суммы НДС», в торая часть «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию РБ». В декларации по НДС указываются реквизиты налогоплательщика и налогового органа, в который представляется декларация, а также период, за который она представляется.

Уплата налога на добавленную стоимость по реализации объектов производится нарастающим итогом с начала года не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата НДС по товарам, ввозимым в Республику Беларусь с территории государств - членов таможенного союза, производится импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Уплата НДС по товарам, ввозимым в Республику Беларусь с территории третьих стран, производится импортером в белорусских рублях до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующие таможенные процедуры.

Акциз - вид косвенного налога, который устанавливается на товары в целях регулирования потребления отдельных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция), а также формирования бюджета на основе перераспределения доходов. Акциз является республиканским налогом, формирующим республиканский бюджет и занимает четвертое место после НДС, налога на прибыль и подоходного налога. Его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2011 год составила около 10 %. Акциз включается в цены подакцизных товаров и является одноступеньчатым налогом, который взимается только один раз – при ввозе подакцизных товаров (уплачивает импортер товара), и при реализации произведенных подакцизных (уплачивает производитель товара).

Правовую основу взимания акцизов составляют положения главы 13 НК РБ.

Плательщиками акцизов признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, на которых актами налогового и таможенного законодательства возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Плательщиками, производящими подакцизные товары, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров из любого вида сырья (давальческого или собственного) и (или) с использованием подакцизных товаров. К производству подакцизных товаров относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива.

Плательщиками акцизов также признаются организации и индивидуальные предприниматели при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств (включая собственные транспортные средства) через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования.

К подакцизным товарам относятся:

1. спирт;

2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов;

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво, пивной коктейль;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное и биодизельное топливо;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые;

13.сидры;

14. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Объектами обложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории РБ;

2. ввозимые на территорию РБ подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс РБ и (или) акты Президента РБ, международные договоры РБ, формирующие договорно-правовую базу таможенного союза, связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

1) твердые (специфические), т.е. установленные в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (приложение 1 к НК);

2) адвалорные (процентные), т.е. установленные в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин.

В РБ действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории РБ, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию РБ и (или) реализуемых на территории РБ.

Подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на территорию Республики Беларусь.

Налоговая база определяется в зависимости от установленных ставок акцизов:

1)при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:

как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

2) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

2.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2.2) как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров (в зависимости от принятого в учетной политике метода отражения реализации) определяется как приходящийся на налоговый период: либо день отгрузки подакцизных товаров и предъявления покупателю расчетных документов, либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления, указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров.

Льготы по акцизам установлены в виде освобождения от налогообложения акцизами, а также применения нулевых ставок.

Освобождаются от акцизов:

1. подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

2. спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

3. конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);

4. при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию РБ) в государства – члены таможенного союза при условии подтверждения (в течение 180 дней) фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РБ (смотри «НДС»). Действие этого пункта не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям.

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчётном периоде подакцизные товары.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

При исчислении акцизов по твердым ставкам сумма акциза определяется по формуле: Ак = VАК × С Ак. тверд

где VАК объем подакцизных товаров в натуральном выражении;

С Ак. тверд твердая ставка акциза.

Расчет суммы акцизов производится с учетом специфики товаров:

  • по легковым автомобилям:

Ак = Кла × Мла × С Ак. тверд,

где Кла количество легковых автомобилей, шт.; Мла — мощность легкового автомобиля, л. с.; С Ак. тверд — ставка акциза, руб./л. с.;

  • по алкоголю с объемной долей этилового спирта:

Ак = Кбут × Ебут × Дсп × С Ак. тверд,

где Кбут — количество бутылок, шт.; Ебут — емкость бутылки, л; Дсп — объемная доля спирта в литре алкоголя, %; С Ак. тверд — ставка акциза, руб./л;

  • по табачным изделиям, производимым в пачках (сигары, сигариллы):

Арасч = Кпач × Кизд × С Ак. тверд,

где; Кпач — количество пачек, шт.; Кизд - количество изделий в пачке, шт.;

С Ак. тверд — ставка акциза, руб./шт. (по сигариллам — руб./ тыс. шт.);

Сумма акциза, включаемая в цены подакцизных товаров (за исключением товаров, ввозимых на территорию РБ), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости товара без учета акцизов и ставки по следующей формуле:

Ак = ,

где НБ - налоговая база, Сm - адвалорная ставка акциза.

Сумма акциза, исчисленная за отчетный период по реализованным подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости реализованных товаров с учетом акцизов и ставки по следующей формуле:

Ак = (В – НДС) × Сm.

Общая сумма акцизов, устанавливаемая по итогам налогового периода по всем операциям по реализации подакцизных товаров, определяется путем сложения сумм, исчисленных для каждого вида подакцизного товара.

Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период:

Ак бюдж = Ак исчисл – Ак вычет.

Отрицательная разница между суммами акцизов, уплаченными при приобретении (ввозе на территорию РБ) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров, и суммами акцизов по реализованным произведенным подакцизным товарам не подлежит зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возврату из бюджета и включается во внереализационные расходы.

Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

1. предъявленные (уплаченные) на территории РБ при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию РБ подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2. уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе на территорию РБ) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.

Сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе на территорию РБ) подакцизных товаров, используемых на территории РБ припроизводстве и реализации неподакцизной продукции (работ, услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов путем выделения в первичных учетных и (или) расчетных документах соответствующей суммы акцизов отдельной строкой.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые освобождены от налогообложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы выписываются без выделения сумм акцизов и в них делается запись или проставляется штамп "Без акцизов".

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь (кроме ввозимых из государств – членов таможенного союза), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины, на ставку акциза:

Ак(ввоз)= (ТС + Тпошл) × Сm,

где Ак(ввоз) - сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в РБ из государств – членов таможенного союза, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением контрактной стоимости на ставку акциза.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок относится на себестоимость реализуемых подакцизных товаров. Порядок маркировки по таким товарам устанавливается Советом Министров РБ.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акцизов по товарам, ввозимым в РБ с территории государств - членов таможенного союза, производится импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Уплата акцизов по товарам, ввозимым в РБ с территории третьих стран, производится импортером в белорусских рублях до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующие таможенные процедуры.

Тема 7: Прочие налоги с юридических лиц (налоги, сборы, пошлины, взносы и отчисления, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении)

Вопросы:

1.Экологический налог

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

 

3. Земельный налог

4.Платежи в фонд социальной защиты населения (ФСЗН)

5.Налог на недвижимость

6.Отчисления в инновационный фонд.

7.Гербовый сбор.

8. Оффшорный сбор

1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс РБ, глава 19.

Экологический налог по своей сути является платой за природопользование. Он предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля (вместе с налогом за добычу природных ресурсов) в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2010 год составила около 2 %, на перспективу поставлена задача повышения роли экологического налога.

Плательщиками экологического налога являются:

· организации (кроме применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог с производителей сельхозпродукции);

· индивидуальные предприниматели (кроме уплачивающих единый налог и применяющих упрощенную систему налогообложения).

Бюджетные организации не являются плательщиками налога. Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод;

- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

- озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в пунктах 1 - 3, устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 - 8 к налоговому кодексу. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ - 23 000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6–8 к НК, применяются понижающие коэффициенты. Например:

1. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо, отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) для получения тепловой и (или) электрической энергии, – 0,5;

2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (для освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для отопления и горячего водоснабжения, в том числе для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения), – 0,27;

3. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9.

Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога (понижающие коэффициенты приведены выше), уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Освобождаются от уплаты крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Плательщики (в том числе за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов) ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Налоговые декларации (расчеты) экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, плательщиками в налоговые органы не представляются.

Уплата экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм налога за захоронение отходов производства.

Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога. В этом случае плательщики представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):

1. не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового лимита. Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

2. не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов. Не позднее 22 января года, следующего за истекшим, плательщики производят доплату экологического налога. Если указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам.

Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Порядок исчисления и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов регламентирован положениями главы 20 НК.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования. Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) природных ресурсов, указанных в статье 211 НК: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита и других ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (за исключением соли калийной) определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов. Налоговая база за добычу соли калийной определяется как:

1) как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения твердой ставки налога);

2) как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения процентной ставки налога).

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в белорусских рублях в размерах согласно приложению 10 к налоговому кодексу (за исключением ставок налога в отношении нефти и соли калийной). Ставки налога за добычу нефти устанавливаются в долларах США за 1 тонну (с пересчетом по курсу Нацбанка РБ на последний день налогового периода) исходя из среднего за истекший налоговый период уровня цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья.

Ставки налога за добычу соли калийной устанавливаются в твердой сумме (в белорусских рублях) к объему добычи и в процентах в зависимости от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы РБ. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие калийные удобрения, подают в Минэкономики сведения об объемах и ценах реализации за пределы РБ не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Минэкономики определяет средневзвешенные цены для исчисления налога за добычу соли калийной и публикует их не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

С целью организации эффективного природопользования устанавливаются для каждого природопользователя годовые лимиты добычи природных ресурсов, контроль за их соблюдением позволяет реализовать регулирующую функцию экологического налога. За превышениеустановленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал, а по добыче нефти – календарный месяц. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (за исключением налога в отношении нефти и соли калийной).

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики также могут осуществлять исчисление и уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов (см. экологический налог).

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: