double arrow

Преподаватель 1 к. к. 1 страница


Студент группы 114б

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Русская литература XVIII века .

Гос Русская литература. Ответы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Советуем прочитать

Подумайте, пожалуйста

Вопросы к зачету по истории русской литературы 2-ой четверти XIX века.

1. Особенности и основные тенденции в развитии русской поэзии 2-ой четверти XIX века. Поэзия А. Одоевского, К. Павловой, В. Бенедиктова, А. Полежаева. А.И. Герцен. Прибавление «Полежаев».

2. Особенности и основные тенденции в развитии русской поэзии 2-ой четверти XIX века. Поэзия А.В. Кольцова. В.Г. Белинский о творчестве А.В. Кольцова.

3. Становление и развитие жанра повести в русской литературе 2-ой четверти XIX века. В.Г. Белинский «О русской повести и повестях Н.В. Гоголя». «Светская повесть». «Фантастическая по­весть». В.Одоевский «Княжна Мими». «Сильфида». «Бытовая по­весть». Н. Пав­лов «Именины».

4. Становление и развитие жанра повести в русской литературе 2-ой четверти XIX века. «Светская повесть». А. Бестужев-Марлинский «Фрегат Надежда». В.Г. Белинский о творчестве А. Бестужева-Марлинского.

5. Исторический роман в русской литературе 2-ой четверти XIX века. И.И. Лажечни­ков «Ледяной дом».

6. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова.

7. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри»: тематика, проблематика, художественные особенности. Пробле­ма положительного героя.

8. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»: тематика, проблематика, художественные особенности. Пробле­ма литературной стилизации.

9. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»: проблематика, художественные особенности, система персонажей.

10. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Прозаические опыты: от «светской» повести («Княгиня Литовская») к философскому и психологическо­му роману «Герой нашего времени»: тематика, проблематика, художественные особенности. Развитие реализма в творчестве М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский о романе. Тип «лишнего» человека.




11. Творческий путь Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: тематика, проблематика, художественные особенности.

12. Творческий путь Н.В. Гоголя. «Мирго­род»: тематика, проблематика, художественные особенности

13. Творческий путь Н.В. Гоголя. «Петербургские повести»: тематика, проблематика, художественные особенности.

14. Об­ращение Гоголя к истории: «Тарас Бульба». Фантастическое у Гоголя. Повести «Портрет» и «Вий».

15. Гоголь - драматург. «Ревизор». «Театральный разъезд».

16. «Мертвые души» - поэма о России: тематика, проблематика, художественные особенности. Общая характеристика 2-го тома. Полемика между Аксаковым, Шевыревым и Белинским по поводу «Мертвых душ».

17. Роль В.Г.Белинского и Н.В.Гоголя в развитии русской литературы. «Нату­ральная школа» в русской литературе. Круг писателей, тематика и проблематика «натуральной школы».

18. В.Г. Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1847 года».

19. А.И. Герцен. Его личность и творчество. Повести А.И.Герцена «Доктор Крупов»и «Сорока-воровка» – тематика, проблематика, художественные особенности.

20.Становление жанра романа в творчестве Герцена: «Кто виноват?» – тематика, проблематика, художественные особенности. В.Г. Белинский о романе.

21. А.И. Герцен. Его личность и творчество. Мемуарная проза А.И.Герцена: «Былое и думы» (1 часть) – тематика, проблематика, художественные особенности.



1. Каковы же характерные особенности литературы для детей 60-х—начала 80-х годов XIX века?

2. Подготовьте сообщение о творчестве одного из поэтов, писавших для детей во второй половине XIX века.


  1. В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов о детской литературе. — М.: Дет. лит., 1983.

  2. Бегак Б. Классики в стране детства. — М.: Дет. лит., 1983.

  3. Водовозов В.И. Из книги для первоначального чтения в народных школах//Водовозов В. И. Избр. пед. соч. — М.:

  4. Педагогика, 1986. - С. 189-232.

К середине XIX столетия в русской литературе
закончился процесс развития основных
принципов изображения действительности,
утвердился реализм. И литература XIX в. становится
движущей реальной силой во всей русской художественной
культуре. Русскую культуру этого периода назвали впоследствии
«золотым веком» искусства.
Основоположником русского реализма был объявлен Пушкин (это
общеустановленный факт). Реализм становится в известной степени
методом художественного познания реальной действительности.
В 40-е возникло направление, обозначенное как «натуральная
школа». Творчество Гоголя в большей степени определило содержание
и направление «натуральной школы». Гоголь явился великим
новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например,
приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным
событием для осмысления важнейших вопросов человеческого
бытия. Недаром один из писателей произнес знаменитую фразу: «Мы
все вышли из гоголевской «Шинели».
«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма
в русской литературе. Новое направление предлагало темы, которые
до этого не были признаны важными. Быт, нравы, характеры,
события из жизни низших сословий стали объектом исследования
«натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк»,
который строился на точном «фотографировании» быта различных
сословий. К «натуральной школе» примыкали в той или иной степени
Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев,
Дружинин и др. Нужен был свой сборник, включающий произведения
«натуральников», и в 1845 г. вышли две части сборника
«Физиология Петербурга». С 1847 г. бывший пушкинский журнал
«Современник» становится «рупором» нового направления.
Основной особенностью реализма как творческого метода является
повышенное внимание к социальной стороне действительности.
Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает
в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому
произведения русских писателей так многообразны и по форме,
и по содержанию.
Главным в этом методе, как утверждают теоретики реализма,
является типизация. Об этом точно сказал Л. Н. Толстой: «Задача
художника... извлечь из действительности типичное... собрать идеи,
факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой
рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности,
другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете
его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но
такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь».
Образы реалистического произведения отражают общие законы
бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных
черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс
искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче
конкретного человека - отсюда объективность реализма.
«Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем
говорят они, атолько беспристрастным свидетелем... Мое дело только
в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания
от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», -
писал А. П. Чехов Суворину.
«Объективный взгляд намирредок художник всегда субъективен».
У каждого свой принцип отбора фактов действительности, обязательно
раскрывающий субъективный взгляд художника. У каждого художника
своя мера.
Реализм как метод изображения действительности во второй половине
XIX в. получил название критического реализма, потому что
главной своей задачей видел критику действительности, и главным
вопросом, получившим широкое освещение, был вопрос об отношениях
человека и общества. В какой мере общество влияет на судьбу
героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы
изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще,
русской литературы второй половины XIX в. - в частности.
Главным вопросом, волновавшим всю мыслящую интеллигенцию,
был вопрос: «По какому пути пойдет Россия?» Он разделил всех на
два лагеря: славянофилов и западников. Различия между ними были
в определении главного направления, по которому должна идти Россия:
1) по западному, ориентируясь на жизненный опыт цивилизованного
Запада, или
2) по славянскому, обращаясь в первую очередь к национальным
особенностям славян.
Были и различия религиозного характера между славянофилами
и западниками.
Славянофилы предлагали все земное соизмерять с небесным,
временное - с вечным. Только при взгляде оттуда (с точки зрения
Божественной реальности) можно оценить все, что обретается здесь
(на Земле). Западники же полагали, что земное счастье зависит от
просвещенного разума. Но они были едины в одном: они ненавидели
крепостное право и боролись за освобождение крестьян от него.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Конст. Аксаков, Самарин.
Основы славянофильского учения заложили Алексей Степанович
Хомяков и Иван Васильевич Киреевский, позже их называли старшими
славянофилами. Первый, кто бросил бомбу в общественное
сознание, был Петр Яковлевич Чаадаев, написавший «Философическое
письмо», историческая роль России была определена как
учебная для отдаленных потомков: «Одинокие в мире, мы миру
ничего не дали, ничего у мира не взяли...»
Хомяков и Киреевский дали достойный ответ Чаадаеву, доказав
уникальность опыта российского народа. Киреевский считал, что
православие - это подлинная христианская религия в неискаженном
виде, в отличие от католицизма и протестантизма, формирует отношения
между людьми на бескорыстной основе. Младшие славянофилы
еще более категорично заявляли об избранности русского народа,
«носящего Христа в душе своей, для которого не порвалась нить,
связывающая земное с небесным...». Они идеализировали крестьянскую
общину, так как народа, надо признать, они не знали.
Западники: Чаадаев, Белинский, Герцен, Станкевич. Они полагали,
что именно западноевропейский путь должен привести Россию к
равенству перед законом, установлению свобод, в том числе и свободы
слова, -другими словами, к победе либерализма (liberalis - свободный).
1840-50 гг. прошли под знаком борьбы западников и славянофилов.
Борьба велась повсюду: в журналах, в литературных салонах, на публичных
лекциях. Споры были жаркими, борьба - жестокой: друзья
становились врагами.
В 1860-80 гг. XIX в. более резко определились два лагеря: демократов
и либералов. Демократы призывали к революционным преобразованиям,
а либералы - к постепенным, экономическим. В центре
борьбы двух лагерей - отмена крепостного права. Демократы: Герцен,
Некрасов, Добролюбов, Чернышевский, Писарев и др. Либералы:
Тургенев, Гончаров, Дружинин, Фет, Тютчев, Лесков, Достоевский, Писемский
и др. Жаркая полемика разгоралась на страницах журналов
обоих направлений. Журналы того времени - арена общественно-
политической борьбы.
(По М. М. Дунаеву.)

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе«Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские исевастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза»и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова (1860–1904). Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь. Писал А. П. Чехов и для театра. Им были созданы прекрасные пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание. Драма человеческой жизни – страшная в своей повседневной безысходности.

Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник»,«Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский.

Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936). Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи. В то же время нельзя сводить все творчество А. М. Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника» 1906–1922 гг.), Л. Н. Андреев («Красный смех» 1904 г.,«Рассказ о семи повешенных» 1908 г.), А. И. Куприн («Олеся» 1898 г., «Яма» 1909–1915 гг., «Гранатовый браслет», 1911 г.), И. А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909–1910 гг.).

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. Ко второй относят А. А. Блока,А. Белого, Вяч. И. Иванова. Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д. Самым, пожалуй, блестящим поэтом среди символистов был Александр Александрович Блок (1880–1921). Его «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.) воплощают в себе лучшие черты поэзии серебряного века. «Человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени» назвала Блока А. Ахматова. Произведения Блока отличают отточенность формы, гуманистическая направленность, изящество. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции – «Двенадцать» (1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчествоН. С. Гумилева, ранние произведения О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу. В то же время неприятие окружающей действительности было свойственно поэтам-акмеистам в не меньшей степени, чем символистам. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

Духовные искания главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...

Л.Н.Толстой.

Лев Николаевич Толстой создавал роман "Война и мир" в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В России шла напряженная общественно-политическая борьба, вызванная ломкой старого строя. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. Волновал он и писателя. В центре его внимания как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа Андрей Болконский и Пьер Безухов. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.

Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Он чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Князь Андрей мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир- Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях. На поле боя он увидел ожесточенные схватки озлобленных и испуганных людей, стремящихся уничтожить друг друга, почувствовал ложный патриотизм штабных офицеров. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. Лежа на спине, князь Андрей видит небо. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным.

Пережив дальнейшие события- появление ребенка и смерть жены-Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких в тихом, замкнутом мире семьи и не интересоваться общественными проблемами. Но натура князя Андрея деятельная, кипучая. Он не может ужиться в таком узком мирке. Начинается возрождение Болконского к жизни, к поискам нового дела, полезного для других. Слова Пьера: "Надо жить, надо любить, надо верить"- глубоко запали в душу Андрея. Он понял, что жизнь еще далеко не кончена для него. Он вновь видит возможность приносить пользу ( на этот раз в государственном управлении), быть счастливым, любить. "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"

Так же, как и Андрей Болконский, Пьер Безухов ищет ответа на вопрос: что делать, к какому большому и нужному практическому делу приложить свои силы, чему посвятить свою жизнь. От людей аристократического круга Пьер отличается независимостью своих взглядов. В салоне Шерер он чувствует себя совершенно посторонним человеком. А Андрей Болконский, наоборот, считает его самым дорогим для себя человеком: "Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света..." Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого привычного жизненного круговорота, но у него не хватает на это сил. Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной. Вскоре после брака Пьер понял свою ошибку, понял, что был обманут, и "перерабатывал один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер видит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни". Под влиянием масонских идей Безухов решает освободить принадлежащих ему крепостных крестьян. Это не удается сделать, но все же он как-то пытается облегчить жизнь своих рабов.

Делая добро людям, Пьер уверен, что в этом и состоит смысл его жизни. Однако через некоторое время разочаровывается и в "братстве вольных каменщиков", где тоже царят корысть и нечестность.

Гроза 1812 года совершила крутой переворот в мировоззрении Пьера. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает Пьеру новый, ранее незнакомый ему мир простых людей. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. "Солдатом быть, просто солдатом!"

Оставшись в Москве, Пьер попадает в плен. Там ему пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого". Стоит сказать, что Платон Каратаев- любимый образ самого Толстого. После возвращения из плена Безухов сильно внутренне изменился. Женившись на Наташе, Пьер чувствует себя счастливым. Но его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей, которые должны быть связаны между собой, и принимает участие в заговоре против царя, о котором Толстой говорит лишь намеком.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: