Оффшорные зоны. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции

Инвестиционный климат в Республике Калмыкия. Условия, созданные для инвесторов в Республике Калмыкия

В современных условиях Калмыкия должна стать динамично развивающимся регионом, занимающим достойное место в политической, экономической и социально-культурной сферах Российской Федерации.

Региональная экономическая политика при поэтапном переходе хозяйственного комплекса Калмыкии в режим стабилизации и устойчивого экономического роста строится на основе принципов и инструментов «смешанной экономики», приоритетной поддержки конкурентоспособных производств реального сектора экономики и социально ориентированных отраслей производства.

Республика Калмыкия имеет реальные и значимые возможности интенсивного и динамичного развития за счет экономико-географического положения, уникально природного, исторического и культурного наследия.

Одно из главных природных богатств Республики – земельные ресурсы, которые составляют основу экономики Калмыкии. Республика имеет разнообразную минерально-сырьевую базу, основу которой составляют месторождения нефти, природного газа, полезных ископаемых, составляющих сырье для промышленности строительных материалов.

На сегодняшний день одно из важнейших направлений развития республики - это обеспечение энергоресурсами населения, развитие социально-экономического потенциала территорий.

В настоящем по-прежнему одно из ведущих мест в народном хозяйстве республики занимает производство сельскохозяйственной продукции. АПК республики располагает значительной ресурсной базой, превосходящей потребности внутреннего рынка, имеет потенциальные ценовые и иные конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынке по таким товарам как мясо, шерсть, кожа. На долю республики приходится 2,8% всех сельскохозяйственных угодий России, 0,7% пашни, 8% пастбищ.

В структуре товарной продукции сельского хозяйства животноводство составляет 81,8%, растениеводства – 18,2%. Для выпаса скота используются естественные кормовые угодья, площадь которых составляет 84% от общей площади Республики Калмыкия. Республика занимается разведением крупного рогатого скота калмыцкой мясной породы. В районах республики развито коневодство, а также верблюдоводство. Овцеводство характеризуется достаточно высоким уровнем экономической эффективности и товарности.

Но наряду с этим последовательно осуществляется политика постепенного превращения Калмыкии из аграрной республики в регион с серьезным промышленным потенциалом. Так, в соответствии Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года развитие экономики республики основывается на модернизации топливно-энергетического комплекса и создании высокотехнологичного агропромышленного комплекса.

В энергетической отрасли основной акцент делается на энергоэффективность. Республика Калмыкия один из первых регионов РФ, где реализуется крупномасштабные проекты в области возобновляемой энергетики – строительство ветряных электростанций мощностью 150 МВт на территории Приютненского района Республики Калмыкия (АО «Фалкон Капитал» (Чехия)) и проект ОАО «РусГидро» по строительству Калмыцкой ВЭС мощностью 25 МВт.

В развитии нефтехимического кластера определяющую роль играет тот факт, что Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов республики оцениваются в 2,81 млрд.т. условного топлива (УТ), в том числе жидких – 1,208 млрд.т. При этом разведанность составляет всего 2,3%. В настоящее время на территории Республики обнаружено 41 месторождение углеводородного сырья, в том числе 19 нефтяных, 11 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.

В развитии нефтегазовой отрасли республики задействованы такие крупные компании, как ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ООО «Каспийская нефтегазовая компания», которые ведут работы по освоению месторождений Северного Каспия.

Развитие партнерских отношений между Республикой Калмыкия и такими крупными компаниями, как ОАО НК «ЛУКОЙЛ», АО «Фалкон Капитал» (Чехия) и другими благоприятно отражается на предпринимательском климате региона.

В последнее время в регионе многое сделано для динамичного развития въездного туризма. Единственный в мире Город Шахмат – Сити Чесс, крупнейший в Европе буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», своеобразная восточная архитектура, многочисленные культурные памятники, уникальная природа, искренне радушие и доброжелательность жителей Калмыкии вызывают все больший интерес и признание людей из самых разных мест нашей страны и зарубежья.

Транспортный комплекс Республики Калмыкии – важнейшая составляющая производственной инфраструктуры и одна из ключевых сфер жизнеобеспечения региона. Основой транспортного комплекса Республики Калмыкия являются сеть автомобильных дорог, важнейшими из которых являются федеральные дороги Волгоград – Элиста (М-6 «Каспий», подъезд к г. Элиста), Ставрополь - Элиста – Астрахань (А-154), Астрахань – Махачкала (А-153), а также ряд основных территориальных автодорог. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в 2010 году составила 3114,5 км.

Эксплуатационная длина железных дорог Республики Калмыкия составляет 165 км или 0,19% в удельном весе железных дорог Российской Федерации. В настоящее время воздушный транспорт Республики представлен только столичным аэропортом «Элиста». Кроме того, по территории Республики Калмыкия проходит нефтепровод Тенгиз – Новороссийск Каспийского нефтепроводного консорциума для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других близлежащих месторождений в Казахстане и России до терминала на побережье Черного моря в районе г. Новороссийска.

Республика Калмыкия имеет выход к одной из мощных водных транспортных артерий России – реке Волга, а также к Каспийскому морю. Однако в настоящее время эти преимущества не используются в работе транспортного комплекса Республики. Более того, очевидно, что через южную часть Республики Калмыкия проходит географически выгодный путь транспортировки грузов из стран, расположенных в акватории Каспийского моря, что может позволить республике выступать естественным мостом между Европой и Азией, а также участвовать в создании системы широкого партнерства с транспортными институтами Евросоюза. Но, недостаточная развитость инфраструктуры, фактическое отсутствие современных портов и причалов затрудняет использование преимуществ водного транспорта региона.

Инвестиционная политика Республики Калмыкия строится в нескольких направлениях:

- развитие регионального инвестиционного законодательства и другой нормативной базы в сфере поддержки бизнеса;

- формирование информационной открытости региона;

- создание специализированной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс.

Приняты нормативно-правовые акты, касающиеся развития и поддержки предпринимательства, а также предоставления преференций и льгот для инвесторов.

· Закон Республики Калмыкия от 6 января 2000 г. N 39-II-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

· Закон Республики Калмыкия от 10 июня 2002 г. N 197-II-З «О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республику Калмыкия»;

· Закон Республики Калмыкия от 16 октября 2006 г. N 294-III-З «О защите иностранных инвестиций на территории Республики Калмыкия»;

· Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 г. № 59-IV-З «О государственно-частном партнерстве в Республики Калмыкия»;

· Закон Республики Калмыкия от 12 мая 2009 г. N 92-IV-З «О залоговом фонде Республики Калмыкия».

В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия и улучшения инвестиционного климата Республики Калмыкия в республике действует государственная система сопровождения значимых инвестиционных проектов посредством создания межведомственных рабочих групп. В рамках продвижения инвестиционного потенциала региона Республика Калмыкия принимает участие в различных международных инвестиционных и экономических форумах, таких как Петербургский международный экономический форум, Международный инвестиционный форум в г. Сочи и др.

В период с 2005 по 2008 годы наблюдался рост инвестиций в экономику Республики Калмыкия. Индекс физического объема составлял в 2005 г.- 120%; в 2006 г.- 111,9%; в 2007 г. – 149,6% и в 2008 г.-114,2%., но с 2009 г. идет снижение инвестиционной активности 95,9% (2010г. – 81%)

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», Республика Калмыкия относится к числу регионов России с незначительным инвестиционным потенциалом и с экстремальным риском (3D), тогда как в 2009г. с незначительным потенциалом и высоким риском (3С2). В инвестиционном рейтинге регионов республика занимает 82-е место по инвестиционному риску и потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - экологический, наибольший – экономический. Наибольший инвестиционный потенциал – природно-ресурсный.

Уровень инвестиционной активности в Республике Калмыкия не адекватен уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности. Это объясняется наличием следующих проблем:

· отсутствие механизмов финансовой поддержки инвестиционной деятельности;

· отсутствие земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, которые возможно предоставлять в пользование инвесторам для размещения новых производств;

· не на должном уровне используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов;

· отсутствие схем территориального планирования муниципальных районов;

· не осуществляется поддержка инноваций.

Не на должном уровне идет работа в привлечении инвестиций в направлении, связанном с развитием инфраструктуры инвестиционных площадок.

В настоящее время в республике нет территории с развитой инженерной инфраструктурой, которую можно было бы презентовать инвесторам для размещения новых производств; практически не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов.

При том, как наличие площадок с развитой инженерной инфраструктурой является для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию нового производства в регионе.

Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены. Отсутствует взаимодействие государственных органов власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований в работе по подготовке для инвесторов инвестиционных площадок. Финансовые средства из республиканского и местных бюджетов на данные мероприятия практически не выделяются.

Оффшор (от английского offshore – «вне берега», «вне границ») - это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Льготные компании в налоговых оазисах России по своему правовому положению и организационному механизму во многом аналогичны зарубежным фирмам оффшорного типа, хотя действуют полностью в рамках российского законодательства. Главное отличие заключается в том, что от налогов они освобождены не полностью, а только от местной составляющей. Под словом «оффшорные зоны» принято понимать юрисдикции (государства, регионы, города и пр.), позволяющие регистрировать на своей территории компании и отвечающие следующим требованиям:

1) отсутствие налогообложения либо низкие налоговые ставки;

2) сниженные требования к финансовой отчетности;

3) возможность анонимного распоряжения средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: