Функции налогов

Как финансовая категория налоги выражают общие свойства присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их экономическую сущность, внутреннее содержание. Рассмотрение положений о функциях налогов составляет предмет научных дискуссий.

Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах, показывают, что теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – чисто фискальный инструмент.[3]

Учитывая вышеизложенное, проанализируем содержание трактовок функций налогов на основе рассмотрения позиций таких ученых-экономистов, как Н.Е Заяц, Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, М.В. Романовский.

Анализ предложенной в таблице 1 информации свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрывается в фискальной функции, которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональная емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: