Товарные биржи, их роль в оптовой торговле и предпринимательстве

Важная роль в осуществлении оптовой торговли принадлежит товарным биржам. Биржи – постоянно действующие организованные рынки, позволяющие сводить вместе продавцов и покупателей. Зарождение и становление биржи связано с развитием торговых отношений – первые регулярные собрания купцов относятся в Японии к I веку, в Древнем Риме – к концу II века. Значительное распространение биржи, как регулярно действующие рынки оптовой торговли возникают к началу 17в в Европейских государствах, и эти-то Европейские биржи и стали действительными предшественниками современных бирж.

Название «биржа» происходит от позднелатинского «бурса» - кошелек. В торговом центре Фландрии г.Брюгге собрания купцов происходили перед гостиницей, принадлежавшей Ван дер Бурсе, имевшем на поле своего герба изображение трех кошельков, отсюда и современное название «биржа» в ряде европейских языков. В России первая биржа была организована по указу Петра I в 1703 году в Санкт-Петербурге, однако в течение длительного времени фактически не действовала. Значительное развитие биржевая торговля получила в России в XIX в. С 1920 года на бирже начинали обращаться облигации государственных займов, с 1827 г. – акции. В 1842 г. были учреждены Нижегородская и Рыбинская товарные биржи, а в 1896 г. – Московская товарная биржа, к 1914 году насчитывалось уже 115 товарных бирж.

Возрождение отечественной биржи относится к началу 90-х годов. Первая товарная биржа – Московская товарная (МТБ) – была зарегистрирована 19 мая1990 года, затем появилась другая крупная биржа – Российская товарно – сырьевая биржа (РТСБ).

Первоначально биржа занималась торговлей с наличным товаром, который привозился непосредственно на биржевой склад, затем получила распространение торговля по образцам. Постепенно расширялся круг товаров, с которыми осуществлялись биржевые операции; в качестве особого товара появились векселя – особые документы торговцев и банкиров, затем и ценные бумаги. Со временем биржи разделялись на товарные (осуществляют торговлю биржевыми товарами), фондовые (осуществляют торговлю фондовыми ценностями – ценными бумагами) и валютные (осуществляют торговлю валютой).

Кроме того, продолжают существовать и универсальные биржи: например, амстердамская биржа, где впервые начали обращаться облигации государственных займов и акции Голландской и Британской компании до настоящего времени сохраняет характер универсальной биржи.

Организация работы биржи. Биржа может быть организована либо как открытое акционерное общество, либо как публично-правовой государственный институт.

В первом случае (частного акционерного общества) участие в торгах принимают только акционеры общества; во втором случае к участию в торгах допускаются как члены биржи, т.е. лица (организации), зарегистрированные на бирже, так и любые пред­приниматели, покупающие разовые билеты.

Отнюдь не все товары могут продаваться и покупаться через биржу. Предметом торгов на товарной бирже являются контрак­ты на товары, которые не имеют индивидуальных особенностей, взаимозаменяемы, могут продаваться по образцам или стандар­там, содержащим набор необходимых признаков (качество, сорт) при установленном минимальном размере партии. К биржевым относятся около 70 видов товаров, среди них сельскохозяйствен­ные и лесные товары и продукты их переработки (зерновые, маслосемена, живые животные, мясо, текстильные и пищевкусо­вые товары, пиломатериалы, натуральный каучук), промышлен­ное сырье (цветные и драгоценные металлы), топливные товары (сырая нефть).

Торги на бирже регулярны, все операции гласны, контракты типичны, продавцы и покупатели свободны в выборе друг друга. Биржа от своего имени и за свои счет торгов не ведет, сделок не заключает. Торги на бирже осуществляются через биржевых посредников, допущенных к торгам.

Предприниматель действует на бирже не самостоятельно, а через биржевого посредника — брокера. Брокер осуществляет операции на оснований договора поручения или комиссии в соответствии с условиями по срокам, количеству и цене, указанными в заказе, полученном от клиента. За свою деятельность он получает от клиента установленное вознаграждение. В торгах на бир­же принимают участие и иные посредники — спекулянты. Они действуют от своего имени, за свой счет, на свой страх и риск. Смысл деятельности спекулянта — игра на разнице биржевых курсов. Спекулянты, которые покупают биржевые контракты в надежде на повышение цены, на биржевом жаргоне называются «быки»; тех, кто напротив, надеясь на понижение цены, продает биржевые контракты, называют «медведи».

Биржевые посредники собираются во время работы в «кольце» («яме»), сделки заключают с голоса либо через компьютерную сеть. В процессе заключения биржевых сделок особая роль принадлежит операционному маклеру. Он фиксирует (в специальной тетра­ди, на грифельной доске или мониторе) заказы, поступающие от брокеров и спекулянтов, указывая содержание заказа (продажа или покупка), предлагаемую цену, общую сумму или количество и время поступления заказа. Располагая информацией по всем поступившим на данный момент времени заказам, руководствуясь рядом принципов, утвердившихся в практике биржевой торговли (например, приоритет времени поступления заказа, удовлетворе­ние заказа по максимально большому лоту, принцип наибольшего биржевого оборота и др.), он стремится выполнить заказы. Делая соответствующие предложения брокерам и спекулянтам, он ожи­дает специального установленного сигнала (знака, жеста, выкрика), свидетельствующего о согласии какого-либо посредника заключить сделку в соответствии со сделанным предложением. После этого сделка считается заключенной.

Виды биржевой торговли. На бирже осуществляется торговля контрактами на поставку реального товара, форвардными контрактами, фьючерсами и опционами.

1. Сделка на реальный товар заключается на товар, имеющийся в наличии, цена товара определяется как текущая рыночная цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения. Оплата контракта происходит в момент его заключения или в течение установленного срока.

2. Форвардная сделка заключается на товар, которого в данный момент может и не быть, но он обязательно будет поставлен. Цена определяется и фиксируется в момент заключения сделки исходя из текущей цены и возможных прогнозов её изменения. Форвардный контракт, обеспечивая, с одной стороны, гарантированную поставку товара по фиксированной цене, с другой сто­роны, связывая обязательствами продавца и покупателя, не дает возможности отказаться от него случае неблагоприятного и непредвиденного изменения цен. Форвардный контракт мало пригоден для биржевой игры на повышение или понижение цены.

3. Фьючерсный контракт – это также контракт на будущее, но в отличие от форвардного контракта он является контрактом стандартизованным (по объемам, по срокам реализации, когда действует квартальный принцип, по изменению цены). Фьючерс может быть продан в любой момент до истечения срока контракта, при этом оплачивается разница между первоначальной и текущей ценой кон­тракта. Контракт является обезличенным, фьючерсы продаются и покупаются только через Расчетную палату биржи. Фьючерсный контракт обычно не заканчивается поставкой реального товара, целью его покупки или продажи является игра на разнице курсов и страхование от рисков неблагоприятного изменения цен (осущес­твляется через одновременную покупку реального и фьючерсного контрактов и носит название хеджирование).

4. Опцион представляет собой контракт, но не на покупку или про­дажу товара, а на право купить или продать товар. Покупатель опциона приобретает у владельца опциона право купить или про­дать какой-то товар (базисный актив). Опцион на право покупки называется «колл», на право продажи — «пут». Приобретение права оплачивается премией. Опцион дает право его покупателю со­вершить покупку или продажу на определённую дату в будущем (европейский опцион) или в течение согласованного периода време­ни в будущем (американский опцион). Покупатель опциона вправе отказаться от выполнения контракта, продавец же опциона должен исполнить контракт, если на этом настаивает покупатель.

Таким образом, оптовая торговля, представленная в различ­ных формах, включает начальную стадию продвижения товара на рынок от производителя до предприятия розничной торговли или, в случае реализации товаров производственного назначе­ния, до предприятий — потребителей продукции. Поэтому опто­вая торговля имеет посреднический характер, связывая произ­водство и потребление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: